Общая характеристика раннего детства физическое когнитивное развитие. Раскройте особенности социальной ситуации развития в раннем детстве. Проанализируйте развитие когнитивной сферы в младенчестве. Развитие речи и культура

Ранний детский возраст - это крайне важный период с точки зрения физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Человек появляется на свет, имея очень ограниченное число навыков и возможностей - по сравнению с теми, которые он приобретает позже. Зато он очень многому учится уже в первые годы жизни, и люди, наблюдающие раннее развитие детей, нередко удивляются, как быстро они из практически беспомощных существ превращаются в людей, которые стремятся как можно больше всего делать самостоятельно - и часто это у них неплохо получается.

Развитие моторики в раннем возрасте

По мере того, как ребенок растет, его нервная система становится все более зрелой. В результате ребенок все успешнее выполняет различные задачи. Скорость развития моторики является распространенным источником беспокойства среди родителей: многие из них волнуются, достаточно ли быстро развивается ребенок, и сравнивают его с другими детьми того же возраста. Однако скорость развития у всех разная, хотя, конечно, существуют определенные границы нормы. Перечисленные ниже навыки развиваются у здоровых детей в возрасте до полутора лет. Если этого не происходит, возможно, у ребенка имеются какие-либо нарушения, замедляющие раннее развитие.

  • Крупная моторика. Развитие крупной моторики связано с развитием крупных мышц тела, в первую очередь – мышц рук и ног. К навыкам крупной моторики относятся ходьба, бег, способность удерживать равновесие и координация движений.
  • Мелкая моторика. За навыки мелкой моторики отвечают маленькие мышцы глаз, пальцев, и так далее. Навыки мелкой моторики - это рисование, письмо, способность хватать держать, бросать (последние три навыка должны проявляться уже в период раннего развития детей).

Развитие мышц идет сверху вниз, от головы к пальцам ног. По этой причине дети сначала учатся держать голову, затем начинают ползать, и только потом - ходить.

Когнитивное развитие в раннем возрасте

В области когнитивного развития относят память, способность к рассуждениям и решению проблем, а также другие функции, которые развиваются у детей. Говоря о раннем умственном развитии ребенка, трудно не упомянуть Жана Пиаже - знаменитого психолога, известного своими работами по психологии детей.

Получив докторскую степень в 22 года, Жан Пиаже начал свою долгую карьеру, которая оставила глубокий след в психологии и педагогике. Основываясь на результатах длительных исследований, он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, просто они думают по-другому. Альберт Эйнштейн назвал это заключение Пиаже «настолько простым, что оно могло прийти в голову только гению». По мнению Жана Пиаже, дети - это маленькие ученые, которые активно стараются понять мир, а не просто пассивно впитывают информацию.

Когнитивные схемы - одно из основополагающих понятий в теории Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Он называл схемами создаваемые в уме концепты, которые помогают людям организовывать и интерпретировать информацию. Новая информация используется, чтобы менять, дополнять, или полностью переделывать существующие схемы. Например, в уме маленькой девочки существует схема об определенном виде животных, например, о котах. Согласно ее схеме, коты пушистые и у них четыре ноги. Когда она впервые видит собаку, то может сначала прийти к выводу, что это животное - кот. Однако когда она замечает отличия собаки от кота, или кто-то ей объясняет, чем эти животные отличаются, она пересматривает свою схему для котов и создает новую категорию для собак. В будущем она может создать общую схему для домашних животных, и так далее.

Стадии развития интеллекта

Сенсо-моторный интеллект является самой ранней стадией развития интеллекта по теории Пиаже. Так называется период до двух лет, когда знания о мире ребенок получает только за счет восприятия и двигательной активности.

Стадия доопероциональных представлений - это период между вторым и шестым годами жизни, когда ребенок учится использовать человеческий язык. В этом возрасте дети еще не способны к логическому мышлению (в понимании взрослых людей), не могут мысленно манипулировать информацией, и не способны становиться на точку зрения других людей.

Эти два периода относятся ко времени раннего развития ребенка, и являются важнейшими этапами для его дальнейшей жизни.

Ранее развитие речи

Ученые обнаружили, что речь начинает развиваться еще до того, как ребенок появляется на свет - плод уже способен различать интонации голоса матери и, вероятно, понимать их значение (хотя, конечно, он еще не понимает слов). К четырем месяцам младенцы уже различают звуки речи и могут реагировать даже на движение губ - словом, они почти читают по губам! Более того, в ходе исследований было установлено, что маленькие дети различают звуки речи разных языков, а не только языка, на котором говорят дома. Однако приблизительно к десяти месяцам эта способность исчезает, и ребенок начинает правильно реагировать только на звуки родной речи.

В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. Процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учится делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т.д.

С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с 1,5 до 2 лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта ), т.е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок .

Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т.д. Ребенок может различать формы и цвета.

Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использования при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели.

Продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т.е. действия с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим до 3,5 – 4 лет. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около 2х лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.



Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм . Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5 – 3 года и остается ведущим до 6-6,5 лет.

К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную минуту назад.

Годовалый ребенок реагирует на слова как на ситуацию в целом. Слово оказывается связанным с обстановкой, а не с представляющим ее предметом. Ребенок внимательно наблюдает за мимикой взрослого, его жестами, улаливая по ним смысл того, о чем говорится.

С 11 месяцев начинается переход от дофонемной речи к фонемной и становление фонематического слуха , который заканчивается к двум годам, когда ребенок может различать слова, отличающиеся друг от друга одной фонемой. Переход от дофонематической к фонемной речи продолжается 3 года и заканчивается на 4ом году жизни. В 3 года ребенок научается правильно применять падежи, начинает пользоваться сначала однословными предложениями, затем, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, может комбинировать слова, объединяя их в двух-трехсловные фразы или предложения из двух слов, где есть и подлежащее, и сказуемое. Потом благодаря развитию грамматической структуры речи он овладевает всеми падежами и способен с помощью служебных слов строить сложные предложения. В это же время возникает сознательный контроль за правильностью произношения речевых высказываний.

После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. Но ребенок в возрасте от 2,5 до 3 лет не может следовать инструкциям взрослых, особенно тогда, когда надо выбирать одно действие из нескольких; он сумеет сделать данный выбор только ближе к 4 годам.

В течение второго года жизни ребенок начинает усваивать словесное обозначение окружающих предметов, а затем имен взрослых, названия игрушек и только потом – частей тела, т.е. существительных, а к двум годам при нормальном развитии понимает значение практически всех слов, относящихся к окружающей действительности. Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т.е. определение смысла слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, которые с ними связываются в языке.

К двум годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».

Около трех лет ребенок начинает внимательно слушать, о чем говорят взрослые, любит, когда ему читают рассказы, сказки, стихи.

До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200 – 1500 слов.

В развитии речи были выделены следующие этапы:

1) Слоги (вместо слов)

2) Слова-предложения

3) Двухсловные предложения

4) Предложения из трех или более слов

5) Правильная речь (грамматически согласованные предложения)

Основные тенденции в развитии речи раннего возраста таковы:

Пассивная речь в развитии опережает активную

Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название

На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой

Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий

Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается слушать речь, а затем правильно говорить

Осуществляется овладение синтаксическим строем языка

Развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

Когнитивное развитие:

Быстрое развитие мозга

Развитие когнитивных возможностей, усовершенствование грубой и мелкой моторики

Появляется предвидение, прогнозирование

Развитие речи (речь - средство познания)

Процесс восприятия и узнавания

Цветовая гамма (красный, желтый, синий)

Различает эти цвета, различает геометрические формы

Долгосрочная память начинает сильно работать

Усвоение функций предметов и способов действий с этими предметами

Общение со взрослыми, в которых проявляется негативность, своеволие, конфликты с окружающими, упрямство, деспотизм (кризис)

Ситуативное общение

Складываются предпосылки для общения со сверстниками

Усвоение речи

С 11 месяцев - переход от однофонемной речи к многофонемной

1 г. - 10 слов

2 г. - 300 слов (и более)

3 г. - 1000-1500 слов, усвоение основ грамматических и синтаксических конструкций (активный словарь, пассивный больше)

К 3 годам - сложные конструкции речи

Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания

Восприятие доминирует

Элементарные формы воображения (ещё не умеет лгать, внимание и память непроизвольны)

- Инсайт (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) - интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения. Является неотъемлемой частью гештальтпсихологии. Понятие было применено в 1925 г. В. Кёлером. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.

- Метод проб и ошибок (в просторечии также: метод (научного) тыка) - является врождённым методом мышления человека. Также этот метод называют методом перебора вариантов.

- Синкрети́зм (лат. syncretismus, от греч. - «федерация критских городов») - объединение различных систем или взглядов.

- Фонематический слух (Фонематика) - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

- Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже. Его эпистемологическая теория дала множество основных понятий в области психологии развития и исследует рост разумности, которая, по Пиаже, означает способность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром. Теория рассматривает появление и построение схем - схем того как воспринимается мир - в «стадии развития», времени, когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», в том смысле что, в отличие от нативистских теорий (которые описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей) или эмпирических теорий (которые описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт), она утверждает, что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.

- Моторика (лат. motus- движение) - двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.

Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.

- Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

19. Психосоциальное развитие ребёнка от 1 года до 3 лет.

Личностные качества - происходит личностная социализация ребенка вследствие подражания взрослым. Когда мать находится рядом с ребенком, он более активен и склонен к изучению окружающей среды. Положительная оценка поступков и личных качеств ребенка родителем формирует у него чувство уверенности в себе, веру в свои способности и возможности. Если ребенок привязан к своим родителям и они платят ему тем же, то он более послушен и дисциплинирован. Если родители доброжелательны, внимательны и стремятся удовлетворять потребности ребенка, то у него вырабатывается личная, персональная привязанность.

Если ребенок лишен постоянного положительного эмоционального контакта с матерью или близкими людьми, то у него в дальнейшем возникнут проблемы в установлении нормальных, доверительных отношений с другими.

Развитие Я-концепции (самосознания) - в раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания ведет к формированию самооценки . Отмечается развитие самостоятельности. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

Аффективная сфера. Регуляция эмоциональных состояний - у детей в этом возрасте начинает развиваться эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремится утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т.д.

Психические новообразования - совместная деятельность ребенка и взрослого. Данная деятельность становится предметной. «Я» сознание - начало формирования.

Начиная с годовалого возраста, появляются психологические различия в развитии мальчиков и девочек. Очень важно, чтобы в этот период перед глазами малыша была правильная модель поведения взрослых, полная семья, потому что дети не формируют свое поведение самостоятельно, а развиваются, подражая окружающим их людям. У мальчиков более активно начинает развиваться абстрактное мышление, а у девочек – социальное. Очень важно привлекать ребенка к занятиям, развивающим мелкую моторику рук, – рисованию, лепке, играм с конструкторами, матрешками, пирамидками. Активное использование мелкой моторики рук положительно влияет на интеллектуальное развитие малыша.

Обычно в возрасте 1,5-2 лет ребенок уже сам просится на горшок. Но маленькие неприятности могут случаться и до 3-4 лет. Не нужно ругать ребенка, если такое произошло, нельзя заставлять малыша садиться на горшок, если он возражает против этого. Приучать к горшку нужно мягко и деликатно, наблюдая за поведением ребенка.

Чем старше становится малыш, тем больше внимания он уделяет общению со сверстниками, но только после 2 лет формируется умение полноценно вступать в социальные контакты.

В этот период также необходимо обучать малыша следить за своей внешностью и одеждой, убирать игрушки, заправлять кроватку и складывать вещи. В игровой легкой форме надо показать маленькому человечку, как накрывать на стол и убирать за собой тарелки и чашки. Обучите ребенка ставить на место обувь, вешать одежду на вешалку, застегивать и расстегивать пуговицы и молнии.

Обязательно нужно научить малыша самостоятельно умываться, чистить зубы и пользоваться зубной щеткой.

Никогда не нужно делать за ребенка то, с чем он может справиться самостоятельно. Даже если Вы очень спешите, наберитесь терпения и позвольте малышу самому одеться и обуться. Маленький человечек быстрее поверит в свои силы, если одежда и обувь будут простыми в использовании, без излишнего количества завязок и застежек.

К трехлетнему возрасту наступает период самоидентификации ребенка, как отдельной личности. Теперь он понимает, что является самостоятельным человеком, поэтому в поведении начинают появляться различные сложности, связанные с формированием характера. В это время родителям нужно набраться терпения и продолжать мягко воспитывать малыша в избранном направлении, быть последовательными и логичными в своих требованиях и поступках.

1 год - 1 год 3 мес - появляется большой познавательный интерес к окружающим предметам, вещам, игрушкам. Может самостоятельно, хотя и не очень аккуратно, есть ложкой нежидкую пищу. Во время игры воспроизводит действия, которым обучен, при этом лепечет, проявляет положительные эмоции отдельными возгласами и словами. Понимает и знает много слов, словарный запас увеличивается. Во время ходьбы часто меняет положение туловища - приседает, наклоняется, бежит, поворачивается, останавливается. Может влезть на лесенку высотой 1 м, слезть с нее приставным шагом, перелезть через бревно. Бросает двумя руками средних размеров мяч.

1 год 3 мес - 1 год 6 мес - хорошо ходит, умеет перешагивать приставным шагом через препятствия, понимает много слов. С желанием рассматривает картинки, умеет закрывать двери, хорошо понимает приказания, выражает свое согласие или несогласие, предпочитает быть среди людей. Перешагивает через лежащую на полу палку, перелезает через бревно, бросает одной рукой мяч на расстояние 50 см. Бросает одной рукой маленькие мячи в крупную цель, расположенную на расстоянии до 40 см, поднимается, не держась руками, на высоту 10 см и опускается с нее. Может подолгу играть.

1год 6 мес - 1 год 9 мес - возрастает интерес к общению со взрослыми, просит дать ему различные предметы, отвечает на простые вопросы двухсловными предложениями. Во время игры копирует движения родителей, с удовольствием рассматривает картинки, слушает детские песенки и стишки. Различает понятия «большой», «маленький». Может подняться вверх и спуститься вниз по наклонной доске длиной 2 м, приподнятой одним концом на 20-25 см от пола, влезать на стремянку высотой 1,5 м и слезать с нее приставным шагом. Перепрыгивает через веревку, приподнятую над полом на 15-18 см. Бросает маленькие мячи одной рукой в цель, находящуюся на уровне груди, на расстояние 50-70 см. Поднимается на высоту 15 см и спускается с нее.

1год 9 мес - 2 года - понимает почти все, что говорят родители. К концу 2-го года жизни должен уметь произносить до 200-300 слов, разговаривать двух-трех-словными предложениями. Умеет задавать вопросы «что?», «где?», «куда?». Различает форму предмета, имеет представление о размере и расстоянии, окончательно знакомится с окружающими предметами, их назначением, а также с частями своего тела. При помощи взрослых может сам раздеться и одеться, появляются черты самостоятельности. В состоянии преодолеть на пути различные препятствия (ямку, камень, палку) не приставным, а чередующимся шагом.

2 года - 2 года 6 мес - употребляет предложения, состоящие не менее чем из 3 слов. Может подбирать фигуры разной геометрической формы, а также различать их по цвету (красный, синий, зеленый, желтый). Поднимается по наклонной доске, приподнятой одним концом на 30 см над полом, влезает на табурет высотой 20 см, перешагивает через палку, приподнятую на 20- 30 см над полом, взбирается на стремянку на высоту 1,5 м, бросает мяч одной рукой в цель диаметром 50-60 см на расстояние 80-100 см. Координация движений совершенствуется, ребенок становится более ловким и подвижным. Проявляет самостоятельность при кормлении, одевании - раздевании, в игре, на прогулке.

2 года 6 мес - 3 года - моет руки перед едой, самостоятельно ест, одевается и раздевается. Умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки и пояс. Лепит и рисует, самостоятельно играет. Полностью осознает свое «я». Различает все цвета, узнает предметы по картинкам. Запас слов на 3-м году жизни возрастает до 500 -700. Поднимается и опускается по наклонной доске шириной 15 см, длиной 2 м, приподнятой одним концом на 30-35 см от пола, влезает на табурет высотой 25 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на 30-35 см, бросает большой мяч на расстояние 70-100 см.

- Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

- Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

- Эмпа́тия (греч. «в» + «страсть», «страдание») - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т - это человек с развитой способностью к эмпатии.

Кризис 3 лет.

Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений с взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они. В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм , упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм . Негативизм проявляется в негативной реакции на требование или просьбу взрослого, а не на само действие. Например, ребенок игнорирует требования одного члена семьи или воспитательницы, а других слушается. Было замечено, что негативизм в основном проявляется во взаимоотношениях с родными, а не с посторонними людьми. Возможно, подсознательно ребенок чувствует, что такое поведение по отношению к родным не принесет ему серьезного ущерба. Поэтому надо помнить, что негативизм и непослушание – разные вещи.

Ещё одна характеристика кризиса трех лет – упрямство. Его причина в не стремлении ребенка во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались. Ребенку неважно, получит он эту вещь или нет, ему необходимо утвердиться в своей «взрослости», в том, что его мнение что-то значит. Поэтому упрямый ребенок будет настаивать на своем даже в том случае, если вещь не очень ему нужна.

Следующая характеристика – обесценивание – присуща всем кризисам. Проявляется оно в том, что начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги. Например, ребенок может бросить и даже сломать любимую в прошлом игрушку, отказывается соблюдать принятые правила поведения, теперь считая их неразумными и т.д.

Строптивость направлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством. Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит.

Своеволие выражается в стремлении ребенка делать все самому. Если в младенчестве он стремился к физической самостоятельности, то сейчас его поведение направлено на самостоятельность намерений и замыслов. Протест-бунт проявляется в частых ссорах детей с родителями. Проявления деспотизма таковы: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Подобное поведение может отмечаться тогда, когда ребенок один в семье или последний по счету.

Возраст после 2 лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово “не хочу”, оно начинает довольно часто встречаться в словаре вашего бывшего ангелочка. Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность.

Нам с вами представить себе это довольно трудно, потому что мы живем со своим “Я” и без этого себя не представляем. Но малыш под влиянием возрастающей практической самостоятельности только начинает осознавать свое “Я”. Ведь он овладевает возможностями делать без помощи взрослого множество действий, усваивает навыки одевания, еды и т. п. Внешне это выглядит так: ребенок, называющий себя раньше в третьем лице (он, она), начинает осознавать себя лицом первым: “Дай мне машинку!”.

Этот период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по-разному. И взрослые именно в это время испытывают значительные трудности в общении и взаимодействии с ребенком, они сталкиваются с негативизмом и упрямством. Дети протестуют против опеки и делают то, что заведомо запрещено. Не надо сердиться на ребенка, пытаться силой заставить его, отвечать на его крик криком или наказывать. Это может закрепить в подсознании мотивы отрицательного поведения.

Найдите в себе силы терпеливо отнестись к маленькому крикуну. Лучше постараться переключить его на другие дела, так как ребенок иногда и сам бы рад, да не может успокоиться. Например, стоит поставить его любимую кассету, включить мультфильм. Если же акцентировать внимание малыша на конфликте - это может привести к неврозам. Нужно внимательно следить за изменениями в поведении ребенка. Если вдруг он отказывается от контакта с окружающими, однообразно раскачивается или долго-долго перебирает пальцы, то нужно немедленно показать малыша психоневрологу.

Итак, кризис может обнаруживаться в противоречии, которое можно устранить, как говорится, тем же: “Не смей мыть руки!”. И ребенок сделает это с усердием, которому позавидуешь. Но кризис может проходить на грани нервного заболевания, в форме детского деспотизма - стремления проявить власть над окружающими. Ребенок требует, чтобы исполнялось все, что он хочет. А если этого не происходит, то малыш бросается на пол, сучит ногами, бьет руками, кричит.

Кризис может протекать тяжело и сопровождаться беспокойным сном, ночными страхами, недержанием мочи, заиканием.

Самое главное, что стоит запомнить, - это то, что агрессивность присуща всем детям, и это нормально. В положительном смысле агрессивность помогает ребенку развить дух инициативы. Но также способна породить замкнутость и враждебность. Причина агрессивности проста: ребенок каждый день сталкивается с разочарованиями, и это раздражает его. Должно пройти время, чтобы малыш научился устранять их и отвлекаться. Ребенок часто чувствует себя подавленным в этом огромном мире, и родители, как бы ни старались, спасти его от этого не могут. Малыш наконец-то дотянулся до ручки двери, а повернуть ее и открыть дверь не хватает сил. Вот откуда и разочарование, и бессилие, а как результат - крик, отчаянный гневный протест.

Агрессивность - это реакция борьбы, поэтому, конечно, предпочтительнее, чем апатичность, вялость, хныканье, жалобы. Поэтому речь должна идти не об исключении агрессивности, а о контроле над ней. Лучший способ избежать чрезмерного ее проявления - отнестись к ребенку с любовью. Ведь часто причина агрессивности - это желание добиться любви. Но это не значит, что вы должны заласкать, избаловать малыша. Энергично умывая его, стоит ласково объяснить, зачем это нужно. И стараться разговаривать с малышом, вести себя доброжелательно и по возможности на равных, ибо от агрессивности страдают чаще всего сами дети. Ребенок злится и бросает игрушки, потому что мама не дала ему конфету. Позже ему стыдно за этот поступок, он боится из-за этого потерять любовь родителей и...заново проявляет агрессивность - порочный круг, не так ли?

Чтобы этого избежать, необходимо помнить, что ласковое слово может снять озлобление. И воспользуйтесь приведенными ниже советами.

Если он бьет товарища по играм, уведите партнера из комнаты, предварительно пожалев его. Ваш малыш останется в одиночестве и сообразит, что так делать нельзя. Внимательно, но как бы не специально, замечайте, кто из детей начинает словесную агрессию, ибо часто она является причиной насилия. Ребенок может начать вести себя агрессивно и по отношению к взрослому, который оскорбляет, поэтому избегайте и таких взрослых.

Установите правила и не меняйте их ни в коем случае.

Станьте для малыша вторым “Я”. Напомните ему о правилах, которые вы вместе установили, и скажите: “Лучше ты мне, Саша, скажи, что тебе хочется ударить мишку, и ты знаешь, что этого делать нельзя. Потому что драться нехорошо!” Чаще всего у ребенка после этих слов пропадает желание вступать в драку.

Когда ребенок поступает правильно, хвалите его. Это закрепляет положительное поведение. И хвалите не односложно: “Молодец!”, - а старайтесь сказать, что именно он сделал хорошо и почему вы довольны.

Ребенка, который ведет себя агрессивно, необходимо посадить на стул на 2-5 минут. Если же дети дерутся, то необходимо развести их по разным комнатам, но сказать, что это не наказание, а тайм-аут. Он для того, чтобы ребята пришли в себя и успокоились. Когда ребенок успокоился, спросите, понимает ли он, что может произвести плохое впечатление, хочет ли он, чтобы его хвалили, чтобы у него было много друзей, и объясните, что для этого нужно. Узнайте у ребенка, что он считает необходимым условием для того, чтобы у него было много друзей. Скажите ему, что он останется совершенно один, если будет дальше себя так вести. Но не пугайте тем, что вы откажетесь от него - это может вызвать новую агрессию. Просто покажите, что вы переживаете из-за него, огорчены.

Объясните ребенку, насколько смешны его фантазии. Можете сказать, что если все ему будут прислуживать, то это будет неинтересно, глупо и скучно, потому что все будут избегать его, так как он будет доставлять неудобства и неприятности.

Чаще всего дети агрессивны, когда устали или голодны. Не отправляйтесь в магазин, когда там большая очередь и малышу придется долго ждать. Также автобус в “час-пик” - не место для проголодавшегося малыша.

Крайний случай, когда ребенку грозит опасность для жизни или когда она угрожает кому-нибудь. Обнимите ребенка, стараясь его удержать. Это его успокоит. Но не проявляйте насилия, чтобы малыш не чувствовал, что на него нападают.

Сочините сказку, где ваш малыш будет главным героем, создавая ситуации, где ребенок ведет себя правильно и получает за это похвалу. Поговорите об этом, когда малыш спокоен, ибо если нервничает, он вас не услышит.

Малыш чаще прекращает капризничать не тогда, когда вы его об этом просите или требуете, а когда переключаете его внимание другой просьбой. Вместо того чтобы потребовать прекратить крик, попросите его подойти к вам. Ребенок сделает это без особого труда.

Вы, скорее всего, тоже раздражены. Поэтому скажите об этом малышу, чтобы он вам дал возможность прийти в себя и успокоиться. А потом уже можно поговорить.

И последнее. Помните, что ребенок не изменится в один день или ночь. Поэтому вооружитесь терпением и радуйтесь даже самым маленьким победам. Это приведет вас к успеху.

Онанизм

Во-первых, это совершенно естественно. Во-вторых, это дает им возможность лучше узнать свое тело.

Вполне нормально, если трехлетний малыш любопытствует по поводу половых органов. Он интересуется ими не меньше и не больше, чем другими частями тела. Если действия вашего ребенка ограничиваются исследованиями и не доходят до крайности, то есть он не занимается этим постоянно, то обращать особого внимания на это не следует.

Чтобы предотвратить крайности или их исправить, стоит предпринять следующее.

1. Будьте осторожны, купая ребенка. Половые органы мойте как следует, но как можно быстрее, так как это может вызвать возбуждение. Не проявляйте особого внимания к половым органам.

2. Постарайтесь понять, что происходит с вашим малышом. Некоторые дети могут заниматься этим, не осознавая того, что они делают. Нервное напряжение в данном случае вызывает онанизм. Такие дети находят в онанизме краткое удовольствие, так как не могут открыто выступить против родителей. Тот же малыш, который занят целый день, вряд ли будет заниматься онанизмом.

3. Если вы заметили, что ребенок занимается мастурбацией, не отводите руку, не угрожайте ему, не наказывайте. Постарайтесь выглядеть так, как будто вас это не заинтересовало. Малыш не должен чувствовать себя виноватым, потому что может развиться комплекс, который осложнит в будущем его половую жизнь. Лучше сказать: “Мама не хочет, чтобы ты так делал”. Просто и естественно.

4. Лучший способ избавить ребенка от этой привычки - отвлечь его новой игрушкой, интересным делом.

Подводя итог, можно сказать: не запугивайте малыша и не обращайте внимания на маленькое исследование ребенком своего тела.

Страхи

Прежде всего стоит заметить, что страхи нормальны, они защищают ребенка от многих опасностей (прыжок с высокого дерева, горячая вода и т. д.). Но существуют и другие страхи, они либо придуманы им самим (чудища под кроватью, призраки), либо получены в течение жизни (страх перед собакой, отъезд, уход родителя и т. д.). У детей бывают различные страхи на разных стадиях развития. Существуют основные виды страхов:

1. Страх отъезда матери, отца, может проявиться с 2-3 лет. Чаще всего такому страху подвержены дети, которые зависимы от матери или отца, то есть практически не расстаются с ними. Если ребенок с раннего возраста общался с незнакомыми людьми, он более независим и менее подвержен подобным страхам. Но даже такой малыш может испугаться и после возвращения матери не отпускать ее от себя. Поэтому если вам необходимо уехать на несколько дней и заменить себя няней, пусть она проведет при вас 5-6 дней с ребенком, при этом время от времени старайтесь оставлять малыша с ней вдвоем. Начните с получаса и продолжайте увеличивать время разлуки. Малыш постепенно привыкнет к мысли, что вы всегда к нему вернетесь. Известный американский педиатр Б. Спок считает, что излишняя заботливость только усиливает страх. Также его усиливают колебания матери, которая начинает вести себя неуверенно, когда слышит крик ребенка при расставании. Не надо чувствовать себя виноватыми в том, что вы иногда покидаете своего малыша. Главное - делать это уверенно и оптимистично, стараясь заранее объяснить малышу, что расставание необходимо и оно не будет длительным.

2. В возрасте 3-4 лет ребенок начинает бояться темноты, смерти, машин и т. д. В это время воображение развивается настолько, что он способен представить себя на месте других людей и осознать все опасности, которые могут ему грозить. В таких страхах нет ничего опасного для здоровья ребенка, но помочь ему справиться со всеми воображаемыми чудовищами надо.

Если ваш малыш боится, обязательно выслушайте его серьезно и без смеха. Дайте ему убедиться, что вы хотите его понять и ему ничто не угрожает, так как вы всегда сможете защитить его ночью. Никогда не пугайте ребенка чужими тетями, докторами и т. д. Не стыдите ребенка за мелкие проступки, постарайтесь строго и последовательно избегать возможных мелких неприятностей. Пусть его жизнь будет насыщена и интересна, тогда он будет поглощен мыслями о будущем дне и забудет свой страх. Не пугайте никогда ребенка тем, что вы разлюбите его.

Если ваши сын или дочь боятся темноты, оставьте дверь в детской открытой или включите ночник. Это вряд ли помешает малышу спать.

Также в возрасте 4-5 лет возникают вопросы о смерти. Не напугайте ребенка. Постарайтесь спокойно объяснить ему, что все люди умирают, если они состарились. Но вы этого не боитесь и считаете обыденным явлением. Не забудьте при этом обнять ребенка и сказать, что вы его не покинете еще много-много лет.

В этом возрасте дети часто боятся животных, даже если они с ними раньше сталкивались. Не настаивайте, ребенок сам справится с этим страхом через несколько месяцев или дней. То же относится и к воде. Никогда не толкайте ребенка в воду, а покажите на своем примере, что вода - большое удовольствие. Любой страх побеждается действием. Человек, сидящий сложа руки, не сможет заглушить страх. Поэтому иногда помогают бег и другие подвижные игры.

Еще несколько советов о том, как победить страх.

Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.

Позовите на помощь плюшевую игрушку. Заяц, который сможет защитить от воображаемых чудовищ, - хороший помощник в борьбе со страхами.

Расскажите убедительно-победную историю перед сном. Например, о том, “как маленькая мышка сумела...”.

Контролируйте то, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с насилием и запугиванием.

Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.

Составьте план. То есть если ваш ребенок боится собак, составьте вместе с ним план, как вы будете знакомиться с соседским Бобиком. И хвалите ребенка за то, что малыш четко следует намеченному план.

- Негативизм - психиатрический термин. Симптом негативизма характерен для кататонического возбуждения и кататонического ступора. Негативизм может быть активным и пассивным.

- Деспотизм (от др.-греч.) - неограниченная власть.

- Агресси́вность (лат. aggressio - нападать) - устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).

Хотя агрессивность играла решающую роль в процессе эволюции человека, утверждается, что она не присуща человеческому существу изначально, что дети усваивают модели агрессивного поведения практически с момента рождения.

Причинами агрессивности могут выступать разного рода конфликты, в том числе внутренние, при этом такие психологические процессы как эмпатия, идентификация, децентрация сдерживают агрессию, так как являются ключом к пониманию других и осознанию их самостоятельной ценности.

Так как агрессия требует значительных энергетических и мотивационных затрат, термин «агрессивный» по отношению, например, к спортсменам, стал применяться как характеристика, означающая настойчивость при преодолении преград и активность в достижении целей.

- Мастурба́ция (лат. manus - рука + turbare - тревожить) - форма удовлетворения индивидом полового влечения путём раздражения собственных эрогенных зон или эрогенных зон партнёра (так называемая взаимная мастурбация, при которой партнёры стимулируют друг друга). Также известны названия онани́зм (по имени персонажа Ветхого Завета Онана) и рукоблу́дие. Мастурбацию не следует путать с ручной стимуляцией пениса.

- Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

- Бе́нджамин Макле́йн Спок (англ. Benjamin McLane Spock, 2 мая 1903, Нью-Хейвен, Коннектикут, США - 15 марта 1998, Сан-Диего, Калифорния, США) - известный американский педиатр, чья культовая книга «Ребенок и уход за ним», изданная в 1946, является одним из крупнейших бестселлеров в истории США. Его революционным призывом к родителям был «вы знаете гораздо больше, чем вам кажется». Спок был первым педиатром, изучавшим психоанализ с целью попытки понимания нужд детей в рамках развития семейных отношений. Его идеи о воспитании детей повлияли на несколько поколений родителей, сделав их более гибкими и нежными по отношению к своим детям, заставив их относиться к своим детям, как к личностям, в то время как общепринятым мнением было то, что воспитание ребенка должно быть сфокусировано на выработке дисциплины.

В социальном отношении, впрочем, как и во всех остальных, дети в этом возрасте еще очень незрелы. 3-летние и даже 4-летние малыши очень упрямы и несговорчивы. Правда, к 3 годам дети понемногу начинают делать то, чего от них ждут люди, которые находятся рядом. Окружающие теперь имеют в жизни 3-летних малышей большее значение, чем это было годом раньше, и поэтому ребенок охотно идет на контакты с ними. В этом возрасте они уже учитывают, как поступки могут отразиться на их окружении, а также получают немалое удовлетворение, демонстрируя другим свои достижения.

Ролевые игры и социальные знания. Старшие дошкольники в ролевых играх проверяют свои социальные знания. Подражая кому-то, притворяясь и исполняя роли, они развивают способность к символической репрезентации. Ролевая игра также позволяет ребенку представить себя на месте других людей, надеть на себя различные маски и расширить спектр своих мыслей и чувств. Такая игра способствует лучшему пониманию как других людей, так и самого себя.

Роль сверстников. При наличии соответствующей возможности дети проводят намного больше времени в непосредственном общении друг с другом, чем со взрослыми. Дети играют со своими братьями, сестрами и другими детьми: дома, на улице, в школе. Во многих культурах общению детей друг с другом придается большее значение, чем в средних слоях американского общества. Как правило, в таких общественных системах за младенцами и начавшими ходить малышами (тоддлерами) присматривают 5-10-летние дети.

Когда мы смотрим на изменения, связанные с развитием и происходящие в раннем детстве, часто трудно разграничить влияния совершенствования физических и когнитивных способностей в соответствии с теорией систем. Дети часто используют свое тело, проверяя развивающиеся знания и понимание мира и себя. Например, ребенок, бросающий камни разного размера в реку, получает основы представлений о весе, силе, углах и траекториях.

Спустя десятилетия после начала исследований Пиаже его теория продолжает являться одной из основных, раскрывающей понятие когнитивного развития, хотя некоторые ученые оспаривают многие выводы швейцарского психолога о когнитивных способностях, так же как и сам подход, ставящий эти способности во главу угла.

По мнению Пиаже, когнитивное развитие состоит из нескольких дискретных стадий, которые дети последовательно проходят на пути своего понимания мира. Согласно данной теории, дети активно конструируют свое понимание окружающей среды. Они строят свою собственную реальность посредством экспериментирования; дети являются «маленькими учеными», которые усердно постигают принципы функционирования мира. Они исследуют окружающую среду и впитывают новую информацию с учетом их уровня развития и доступных им способов понимания. Сталкиваясь с чем-то знакомым, ребенок ассимилируют это. При встрече с чем-то новым он совершает аккомодацию, его мышление обретает способность принять и встроить новое знание в систему уже накопленного опыта.

Дошкольники еще не обрели когнитивных способностей, необходимых для понимания логических операций и более полного постижения реальности. Когнитивные навыки и уровень понимания, достигаемые в течение до-операциональной стадии, закладывают фундамент для дальнейшего развития.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Возрастная психология

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Биологическое развитие человека. Психофизиологическая организация. Развитие человека и его психики. Структура развития человека и его психики.

учитель-логопед МАДОУ № 62, г.В.Новгород, Россия

РЕЧЬ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

Первые три года являются чрезвычайно важным и особо благоприятным периодом в жизни ребенка для речевого и когнитивного развития. В этом возрасте происходит закладывание фундаментальных личностных образований, совершается гигантский скачок в развитии ребенка: физическом, нервно-психическом, социальном. Ни в какой другой возрастной период психика ребенка не будет развиваться так динамично.

Мы наблюдаем у ребенка раннего возраста количественные и качественные изменения, которые происходят в результате биологических процессов в организме и воздействии окружающей. В центре внимания оказываются аспекты физиологии, познания, поведения, которые демонстрируют изменения по мере развития ребенка от рождения до зрелого возраста.

По данным нейрофизиологов в период раннего возраста закладывается базис для межполушарного эффективного взаимодействия, обеспечивающего соматический, аффективный и когнитивный статус ребенка. А также увеличивается предел работоспособности нервной системы. Формируется и совершенствуется навык ходьбы, развивается моторика и координация рук, вследствие чего, возможности познания окружающего мира, развития речи значительно расширяются.

В течение длительного времени наука рассматривала младенца как существа, которое имеет ограниченные поведенческие возможности – врожденные рефлексы (И.М.Сеченов, 1952; Ж.Пиаже, 1969; Л.С.Выготский, 1997; А.Н.Леонтьев, 1977). В теории деятельности А.Н.Леонтева и деятельностно-ориентированных теориях: поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина (1966) и теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий А.В.Запорожца (2000), утверждалась ведущая роль действия. Согласно деятельностной парадигме, повторяющиеся действия младенцем закрепляются и приобретают выраженную направленность на предметы и события, приводящие к изменениям внешней среды, интересные ребенку (вторичные циркулярные реакции). Постепенно ребенок приобретает представления об окружающем мире, осваивая и совершенствуя внешние двигательные формы поведения, которые в последующем интериоризируются, преобразуясь в образы предметов. Таким же образом, в теории когнитивного развития Ж.Пиаже высказывалось предположение о стадийном развитии системы внутренних образов при непосредственном манипулировании с окружающими предметами. Пиаже также показал, что речь становится психологически внутренней прежде, чем она становится внутренней физиологически.

Формирование речи детей раннего возраста является предметом исследований ученых в различных областях педагогики (Е.Ф.Архиповой, Е.Р.Баенской, Н.Д.Шматко, М.И.Лисиной, М.М.Либлинг, О.С.Никольской, О.Г.Приходько, Ю.А. Разенковой и др.). Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, В.Л.Зинченко и др.).

Когнитивное (умственное) и речевое развитие человека определяется рядом факторов: генетическими факторами, течением беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и социальным положением семьи, влиянием образовательного учреждения, личностными особенностями ребенка и родителей.

Работы Дж.Гибсона и Э.Гибсон (Гибсон, 1988), Т.Бауэра (Bower, 1967, 1985), А.Мелтцоффа и Р.Бортона (Meltzoff & Borton, 1979), Э.Спелке (Spelke 1988, Spelke et all, 1995), Р.Байарджон (Baillargeon, 1994, Байаржон, 2000) изменили и обогатили представление о раннем когнитивном развитии. В своих исследованиях они выдвигали предположения о том, что восприятие является активным процессом с рождения, и дети уже готовы к адекватному представлению об окружающем мире.

Когнитивное и речевое развитие ребенка в социальном контексте как отдельное направление в отечественной психологии было основано Л.С.Выготским . М.И.Лисина, развивая идею Л.С.Выготского, в своих работах показала положительное влияние общения со взрослыми на эмоциональное, речевое и когнитивное развитие младенцев и доказала, что общение есть необходимое условие полноценного развития ребенка . Следует отметить, что ребенок будет говорить в ситуации общения только по требованию взрослого. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к ребенку со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью .

Овладение речью перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствуя все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).

Важным условием динамики когнитивного развития ребенка является активное стимулирование таких процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Включение эмоционального компонента в какое-либо сообщение социального характера либо стимулирует мыслительное действие, направленное на позитивный эффект, либо тормозит (в определенной степени) когнитивную работу с информацией. Эмоциональный дискомфорт не способствует позитивному взаимодействию ребенка с окружающей его действительностью.

Восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и связано непосредственно с практическим действием. Формирующийся новый тип восприятия позволяет ребенку сравнивать свойства одного предмета (как образца) со свойствами других предметов. Вначале дети начинают ориентироваться на форму, затем на величину, потом на цвет. К концу раннего возраста ребенок понимает, может выделить и назвать предметы, имеющие одинаковые свойства.

Память ребенка раннего возраста очень пластична, хотя ограничена непосредственно воспринимаемыми образами. В этот период преобладает пространственная зрительная непроизвольная эмоциональная и механическая (двигательная) память. В 2 года произвольная форма вербального кратковременного запоминания позволяет детям специально выучить рифмованный текст. Запоминание происходит после многократных повторений ритмического текста. Долговременная память формируется у ребенка при условии эмоционально-положительной оценке происходящего.

Символическая игра появляется к 1,5 годам, с включением в нее другого человека. В ней имитируются знакомые действия, совершаемые взрослыми. Наблюдается увеличение количества воображаемых действий. Например, ребенок может вообразить и сказать, что деревянная палочка – ложка, а ковер в комнате – море. Воображение носит воссоздающий характер. Одновременно, отмечается появление феномена символической репрезентации. К трем годам ребенок уже может представить события, рассказанные взрослым. Однако на данной стадии развития они по-прежнему путаются в основных категориях.

Мышление у детей раннего возраста наглядно-действенное. Оно зарождается, когда ребенок переходит от ручных действий к орудийным. Совершая манипуляции с вещами, ребенок практически устанавливает связи между ними.

Ж. Пиаже, в своей концепции подражания как механизма формирования мышления ребенка, говорит о том, что доверительные эмоциональные отношения между ребенком и взрослым – обязательное условие подражательных действий. Малейшая боязнь, настороженность недоверие к взрослому могут надолго затормозить развитие .

Психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для когнитивного и речевого развития ребенка. Дети должны расти в таких микросоцильных условиях, которые будут являться источником особой побудительной силы, дающие им возможность общаться с разными людьми, манипулировать с новыми предметами, осваивать новые навыки .

Литература.

1. Выготский,Л.С. Психология развития как феномен культуры: избр. психол. труды [Текст] / Л.С.Выготский. – М.: Воронеж, 1996.

2. Божович,Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Л.И.Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный инс-т, Воронеж, 2001.

3. Лисина,М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И.Лисина. – М.: Педагогика, 1986.

4. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции детей. – М.: 1978.

5. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст]/ Пиаже Ж. – М: Междунар. пед. акад., 1994.

К началу раннего возраста ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее – игровой и рисованием) и речью.

Основу умственного развития в раннем возрасте составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета.

Как показали исследования, точность восприятия велика, но само восприятие своеобразно. Оно, во-первых, фиксирует какое-то одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта. Во-вторых, восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и тесно связано с практической деятельностью.

Так, например, если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками.

Примером же первой особенности восприятия ребенка раннего возраста может быть такая особенность восприятия, как узнавание близких людей на фотографиях и предметов на рисунках, в т.ч. на контурных изображениях. Это связано с тем, что дети второго года жизни не воспринимают рисунки или фотографии как изображения предметов и людей. Для них изображенные предметы – это вполне самостоятельные предметы. И если ребенок называет предмет и его изображение одинаково, то значит, он отождествляет их, воспринимает их как одно и то же. Отождествление становится возможным, т.к. в изображении выделяется одна деталь, которая наиболее привлекает внимание ребенка. Прежде всего, ребенок обращает внимание на форму и величину. Цвет же, хотя и различает, но внимание ему не придает.

Для того, чтобы восприятие стало полным и всесторонним, у ребенка должны сложиться новые действия восприятия. Такие действия складываются в связи с овладением предметной деятельностью, особенно соотносящими и орудийными действиями.

Играя с пирамидой, матрешкой, ребенок выполняет множество соотносящих действий, чтобы собрать эти игрушки. Все это можно назвать внешними ориентировочными действиями, позволяющими ребенку добиться правильного практического результата (собрать пирамиду). Такие игрушки называют автодидактическими (самообучающими).

Внешние ориентировочные действия складываются у ребенка и при овладении орудийными действиями. Так, пытаясь достать удаленный предмет при помощи палки, ребенок может взять короткую палку и, убедившись, что она не годится, заменить ее длинной.

От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Формируется новый тип действий восприятия (2,5 – 3 года).

Наряду со зрительным восприятием в раннем возрасте интенсивно развивается и слуховое восприятие. Особенно интенсивно развивается фонематический слух и, как правило, к концу второго года жизни дети уже воспринимают все звуки родного языка.

Восприятие – ведущая психическая функция раннего возраста. Так, память ребенка раннего возраста проявляется всегда только в активном восприятии – узнавании (этим объясняется факт амнезии раннего детства: связных воспоминаний почти не сохраняется, настолько мало она участвует пока в деятельности сознания).

Особенности восприятия раннего возраста (в дополнение к выше указанным):

1) его аффективный характер, страстность . Эмоции обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены. Взрослые люди научаются смотреть на вещи, отвлекаясь от непосредственной эмоции, которую они вызывают, и, не проявляя вообще никакого интереса к ряду вещей. Для раннего возраста это невозможно, т.к. восприятие и эмоция слиты в единое целое. В результате это приводит еще к одной особенности восприятия:

2) восприятие непосредственно связано с действием, определяет поведение; возникает единство между сенсорными и моторными функциями. В результате действий с предметами ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее – элементарными формами игры и рисования) и речью.

К началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными действиями, которые позволяют определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение. Однако, точность и осмысленность такого предметного восприятия очень невелики, хотя, на 1-й взгляд это незаметно. В действительности ребенок 2-го года жизни не может достаточно точно определять свойства знакомых предметов – их форму, величину, цвет, а сами предметы обычно узнает не по совокупности и сочетанию свойств, а по отдельным, бросающимся в глаза признакам (одна из особенностей восприятия).

Дети не могут последовательно, систематически осматривать объект, выявляя его разные свойства, поэтому восприятие как бы «выхватывает» какой-то один бросающийся в глаза признак и по нему «опознает» предмет. Это может быть небольшой участок предмета, с которым сталкивается ребенок при манипулировании. Так, ощупывая игрушечную птичку с острым клювом, ребенок усваивает слово «пти» и далее именует так все предметы, отдаленно напоминающие птичку, имеющие выступ («клювик»).

На протяжении раннего возраста восприятие ребенка становится более точным и осмысленным по мере овладения новыми действиями восприятия. Такие действия сталкиваются в освоении предметной деятельности, особенно в овладении соотносящими и орудийными действиями. Сначала дети выполняют действия в материальном плане, потом переходят к зрительному соотнесению. Формируется новый тип действий восприятия. Свойство одного предмета превращается в образец, мерку, которой он «измеряет» свойства других предметов. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для других колец. Постепенно ребенок начинает выполнять предметные действия без предварительного примеривания, а только с помощью зрительной ориентировки.

В связи с освоением зрительного соотнесения ребенку 2,5 – 3 лет становится доступным зрительный выбор по образцу (сначала по форме, потом по величине, а позднее – по цвету). Образцами при выделении свойств предмета служат закрепившиеся в памяти представления о свойствах некоторых предметов, известных из собственного опыта. Поэтому при определении предметов круглой формы ребенок говорит «как мячик» (нет сенсорных эталонов еще). Для появления представлений необходимы активные действия ребенка с этими предметами.

Ребенок 3-го года жизни способен усвоить представления о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и о 8 основных цветах, хотя еще плохо называет их.

Слуховое восприятие : особенно развит фонематический слух (сначала выделяются и опознаются гласные, а потом согласные; к 2 годам дифференцируются все звуки родного языка).

Под влиянием восприятия происходит развитие всех других психических процессов. Память, например, в этом возрасте носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, и более того – латентный период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а «ему вспоминается». Память еще не действует как отдельный процесс.

Память . Преобладающие виды– двигательная, эмоциональная и частично образная. Проявления хорошей памяти (когда читают наизусть длинные стихотворения) не означает, что у ребенка феноменальная память или высокий уровень интеллекта. Это результат общей пластичности центральной нервной системы, свойственной всем детям раннего возраста.

По словам Л.С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Это относится и к развитию мышления. (Обухова, С. 221)

Мышление . Появляется на пороге раннего возраста и проявляется в использовании связи между предметами для достижения какой-либо цели (например, ребенок притягивает подушку, на которой лежит привлекательный предмет, чтобы достать его). На первых порах установление новых связей идет путем проб и ошибок. Некоторые дети, достигнув результата, специально возвращают предмет назад и то приближают, то отодвигают его.

Большинство задач такого типа дети решают посредством внешних ориентировочных действий (ВОД). Эти действия отличаются от ВОД восприятия, направленных на выявление и учет внешних свойств предметов.

Мышление, основанное на ВОД, именуется наглядно-действенным (направлено на отыскание связей между предметами и действиями, дающих возможность получить определенный результат).

Но уже в раннем возрасте у детей появляются мыслительные действия, выполняемые без внешних проб, в уме. Ребенок переносит способ, отработанный в 1 ситуации, в сходную ситуацию. В основе этого лежат пробы, проделанные в уме, когда ребенок действовал не с реальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способах их употребления.

Мышление, в котором решение задачи осуществляется посредством внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Пока ребенок решает с его помощью лишь ограниченный класс задач, более трудные задачи либо не решаются вовсе, либо переводятся в наглядно-действенный план.

Одним из существенных приобретений становится знаково-символическая функция сознания. Поэтому в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заместителями. Однако знаково-символическая функция завершает развитие во взрослости.

К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, в том числе: 1) способность к обобщениям; 2) к переносу приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые; 3) умение устанавливать связи между явлениями и предметами путем экспериментирования; 4) запоминать эти умения и использовать их при решении задач.

Основу для обобщений создает усвоение речи, поскольку значения слов всегда содержат в себе обобщения. (Например, слово «часы» ребенка учат относить и к маленьким ручным, и к будильнику, и к большим стенным и т.п.).

Овладение речью, которая содержит обобщенные слова (знаки предметов) связано с переходом ребенка от наглядно-действенного мышления к формированию и функционированию наглядно-образного мышления, т.к. образ представляет собой некоторое абстрагирование свойств предмета. В образе знак (слово) связан со значением, но уже отделен от непосредственного восприятия обозначаемого им предмета.

Хронологически начало формирования у детей наглядно-образного мышления приурочено к концу раннего возраста и по времени обычно совпадает с двумя событиями: 1) становлением элементарного самосознания; 2) началом развития способности к произвольной саморегуляции. Сопровождается это все достаточно развитым воображением ребенка, которое в раннем возрасте является репродуктивным. Сначала, когда ребенок находится на стадии наглядно-действенного мышления, он имеет возможность познавать окружающий мир, решать задачи, наблюдая за ним и производя реальные действия с предметами, находящимися в поле зрения. Затем появляются образы этих предметов, и возникает способность оперировать ими. Наконец, образ предмета может быть вызван и поддержан в сознании ребенка не только внешними предметными сигналами, но и произнесенным словом. Это и есть наглядно-образное мышление.

Речевое развитие младенца

Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых. До этого речь уже была включена в уход за ребенком, являлась своеобразным сопровождением тех действий, которые взрослый производил по отношению к ребенку. Значение этой речи огромно: ребенок прислушивается к ней, понимает ее общий эмоциональный тон, а позже - выделяет в ней отдельные слова. Словесные воздействия составляют значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому у младенцев рано, еще на этапе доречевого общения, формируется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого.

Особый интерес как предпосылки будущего развития речи представляют вокализации. Сначала они имеют вид коротких, а позже певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга, радости, удовольствия (вскрики, взвизгивания) до напряженного сосредоточения (гуканье). Вокализации младенцев - доречевые , хотя некоторые могут напоминать знакомые слова. В совокупности слушание речи взрослых и вокализации М. И. Лисина именовала голосовым общением - особой разновидностью личностного и делового ситуативного общения. При развитии голосового общения формируется речевой слух и отрабатываются речевые артикуляции.

Развитие речевого слуха идет по пути все большей избирательности. Избирательное отношение к речевым звукам - первая ступень этого развития. К концу первого года жизни у детей наблюдается углубление анализа самих речевых звуков: выделяются два разных параметра - тембровый и тональный. Для речевых звуков главными образующими и константаэми являются специфические тембры. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым, поэтому появляются и новые средства коммуникации. Таким средством становится речь , вначале пассивная (понимание), затем активная (говорение).

Для овладения речью нужно отделять смыслоразличительныеединицы языка . В большинстве языков, смыслоразличительными единицами являются фонемы . Овладение речью возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха , который и начинает интенсивно формироваться в раннем детстве вместе со звуковысотным слухом.

Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова попытались описать этапы развития говорения: 1) этап гуканья и гуления, 2) этап лепета и лепетного говорения, 3) этап появления первых псевдослов, слов-предложений.

С 5-6-го мес постепенно появляются подражательные голосовые реакции . Легче всего ребенку подражать словам, означающим названия часто употребительных предметов, животных, а также звукоподражательным словам. Это - первые попытки называния.Звать ребенок еще не может, но называть - может . К 8-9 мес могут появиться подражания называнию действия.

На первом году ребенок может активно использовать (после 10 мес) от 1-5 до 7-16 слов. Первые слова Д. Б. Эльконин считал одним из свидетельств перехода ребенка от младенчества к раннему детству. Первые слова замечательны еще и тем, что ребенок, употребляя их, делает величайшее по смыслу, важнейшее для его дальнейшего развития открытие: он узнает, что всякая вещь, вообще всё имеет свое имя . Точнее говоря, с этого момента ему открывается связь между знаком и значением, начинает развиваться знаково-символическая функция сознания.

Первые слова называются псевдословами , так как отличаются особенностями:

1)между словами ребенка и словами взрослого есть резкие фонетические различия; звуковой состав слов ребенка отличен от звукового состава слов взрослых; это а) слова, не похожие на слова взрослых («ика» - «шкафчик», «адига» - «рыбий жир» и т.д.); б) слова-обрывки слов взрослых, чаще - корни («ка» - «каша», «па» - «упала» и т.д.); в) слова, являющиеся искажением слов взрослых, но с сохранени­ем их фонетического и ритмического рисунка («ти-ти» - «часы», «ниняня» - «не надо»); г) звукоподражательные слова («ав-ав» - «собака», «му-му» - «корова»);

2)детские слова характеризуются многозначностью, так, «ака» может обозначать конфеты, ягоды, куски сахара, фишки мозаики; «ука» может означать целое предло­жение «Утки плавают в воде» и т.д.

Исходя из указанных особенностей, детскую речь этого периода называют автономной . Здесь есть определенные речевые искажения (вторая особенность): например, ребенку часто говорят «бо-бо» вместо «больно», а показывая на большой дом и большую лошадь, говорят «домик» и «лошадка».Общение с детьми в это время возможно только в конкретной ситуации (третья особенность), где первые слова употребляются в тесной связи с действиями и тогда, когда предмет находится перед глазами.

Автономная детская речь - необходимый период в речевом развитии каждого нормального ребенка. По ней можно даже провести раннюю психологическую диагностику уровня речевого развития. Например, недоразвитие ребенка часто проявляется в изменении периода автономной речи. Для нормального ребенка автономная речь всегда является мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому. Начало и конец автономной речи знаменуют собой начало и конец кризиса первого года жизни.

Вверх