Идеи названия проекта на тему этикет. Инновационный проект "этикет и этика". III этап — заключительный

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Черняховска «Детский сад комбинированного вида № 1»

Групповой, творческий, долгосрочный проект.

Актуальность темы.

Каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми и друзьями, коллегами по работе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.
В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе.
Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах (какими формулами вежливости пользоваться, как вести себя в общественных местах, за столом и т.п.) и по которым складывается о нём первое впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.
Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.
В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирова¬ние общей культуры, развитие ин¬теллектуальных, нравственных, эстетических качеств. Поэтому мы с воспитателями подготовительной группы разработали и внедрили в практику проект «Эти¬кет с малых лет».
Вид проекта: групповой, твор¬ческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспи¬татели, учитель-логопед, дети 6 - 7 лет, родители воспитан¬ников.
Образовательная область: социально-коммуникативное раз¬витие.
Задачи:
- формировать навыки культур¬ного поведения;
- повышать уровень комму¬никативной компетентности детей;
- привлекать родителей к куль¬турному воспитанию детей в семье;
- изучать понятия «этикет» и «культурный человек»;
- формировать культурное по¬ведение в разнообразных жиз¬ненных ситуациях;
- активизировать творческие способности, воображение, любознательность, мышление, коммуникативные навыки, по¬знавательный интерес к этиче¬ским правилам и нормам;
- закреплять знания детей о ре¬чевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
- формировать умения само¬стоятельно анализировать и систематизировать получен¬ные знания, лексико-грам¬матические средства языка, расширять словарный запас, развивать связную речь, от¬рабатывать звукопроизношение;
воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;
- проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи;
- создавать развивающую среду.

Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Сформированность у детей:
- понятий «этикет» и «культурный человек»;
- умений правильно употреблять слова приветствий, благодарности, вести разговор с партнерами, не обижая и не унижая собеседников;
- знаний о правилах хорошего тона, выразительных средствах родного языка, культуре поведения, умения применять их в различных жизненных ситуациях;
- знаний о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
- умений анализировать свои поступки и вырабатывать формы желаемого общения с людьми;
- нравственных качеств, необходимых в обществе;
- желания отражать свои чувства в художественно-творческой деятельности,
2. Активизация участия родителей в совместной с детьми жизнедеятельности группы, игровой и художественно-творческой деятельности.
Первый этап - целеполагание
В современном обществе для успешного существования чело¬века необходимо соблюдать пра¬вила поведения, принятые в определенных социальных кругах. В настоящее время распространен недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения.
Ознакомление с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Выдающийся педагог А.С. Макаренко отмечал, что взрослые воспитывают ребенка не только во время беседы с ним, но и когда радуются, общаются с другими взрослыми, читают газеты.
Все родители хотят, чтобы их ребенок был вежливым, но при этом демонстрируют совершенно противоположный пример. Они заставляют ребенка здороваться при входе в группу, а сами этого не делают.
Вежливость не рождается сама собой, ее воспитывают с раннего возраста в семье, детском саду. И кому как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом решать эту повседневную, образно говоря, ювелирную работу. В ДОУ педагоги формируют представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Они дают понятия о том, что культурный, воспитанный человек обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость. Немаловажную роль в культуре общения играет хорошо развитая речь - средство человеческого общения. Знание правил этикета позволит ребенку владеть хорошими манерами, выдержкой, быть тактичным и галантным.
Учить детей правилам поведения увлекательно, если делать это с любовью и фантазией. Ребенок много узнает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений. За¬дачи педагогов - расширять и корректировать знания детей, приводить их в систему. Начинать эту работу необходимо уже с раннего возраста. Мы считаем, что достичь успешных результатов по формированию навыков культурного поведения у дошкольников поможет проект «Этикет с малых лет».
Предлагаемые задания предусматривают моделирование по¬ведения ребенка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми, обучение добру в непосредственном общении друг с другом, развитие организаторских способностей в игре.
Во время выполнения проектной работы создаются педагогические условия воспитания культуры поведения и общения у детей старшего дошкольного возраста.
Вся работа по проекту выстроена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование об¬щей культуры интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей дошкольного возраста.
Второй этап - разработка проекта
1. Доведение до понимания участников проекта важности проблемы.
2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.

3. Подготовка творческих ра¬бот для выставки.
4. Составление плана работы по реализации проекта.
Третий этап - реализация проекта
1. Диагностика уровня сформированности навыков поведения, взаимоотношения и эстетических представлений у детей.
2. Непосредственно образовательная деятельность.
Занятия по темам:
- «Азбука вежливости. Этикет. Что это?»;
- «С чего начинается утро, или Слово “здравствуй”»;
- «Давайте познакомимся»;
- «Вежливое путешествие»;
- «Поведение за столом» (практическое задание);
- «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены»;
- «Кто опрятен-тот приятен»;
- «Наша дружная семья»;
- «Доставляй людям радость добрыми делами»;
- «А у нас гости!»;
- «У Мальвины день рождения»;
- «Как мы ведем себя в обществе»;
- «На улице, в музее, театре»;
- «Что такое дружба»;
- «С кем я хочу дружить».
3. Познавательные беседы на темы:
- «Кто и зачем придумал правила поведения»;
- «Разговор по телефону»;
- «Вежливый собеседник»;
- «Принимаем гостей»;
- «Чтобы у тебя было много друзей»;
- «Ваши добрые поступки»;
- «Правила поведения в общественном транспорте».
4. Решение проблемных ситуаций: «Правильно или нет» (ситуации по картинкам); «Вежливый кролик», «Болтливый ежик», «Грязный медвежонок», «Что делать в гостях, если...», «Гости у тебя дома», «Чтобы гости не скучали», «Культура внешнего вида».
5. Чтение художественной литературы:
- стихотворений Е. Алябьевой «Пожелайте людям добра», «Добрым быть приятно»; чтение рассказа В. Осеевой: «Волшебное слово»,
- циклов стихов А. Барто «Вовка-добрая душа», «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро»;
- нравственно-этических сказок для детей: русская народная «Два жадных медвежонка», К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»,
6. Рассматривание картинок и беседы по ним: «Уроки вежливости», «Я и мое поведение».
7. Разучивание пословиц, поговорок на тему «Вежливость, доброта».
8. Театрализованные игры:
- драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»;
- кукольный театр «Спасем доброту»;
9. Дидактические игры: «Собираемся в гости», «Дерево добра», «Кто знает больше вежливых слов», «Этикет - школа изящных манер» (ч. 1 -культура поведения; ч. 2 - использование столовых приборов), «Приятного аппетита», «Как правильно себя вести», «Телефонный разговор», «Похвали друга», «Угадай, как меня зовут», «Накрой стол к чаю».
10. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях», «Магазин», «Салон красоты», «Путешествие по городу», «Автобус», «Диалог», «Интервью», «Кафе».
11. Психогимнастика. Этюды: «Внимательный мальчик», «Так будет справедливо», «Вежливый ребенок», «Добрая девочка».
12. Коммуникативные игры: «Встреча двух друзей», «Приветствие», «Просьба», «Прощание», «Выбор и вручение подарка другу», «Приглашение на танец», «Только вместе!», «Все вместе!», «Знакомство».
13. Изобразительная деятельность:
- рисование на темы «Добро и зло», «У Меня сегодня такое настроение»;
- изготовление книги-самоделки «Наши добрые дела»;
14. Создание развивающей среды:
- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «У Мальвины день рождения»; «Кафе»;
- пополнение игр «Семья», «В гостях», «Магазин», «Салон красоты», «Путешествие по городу», «Автобус» атрибутами;
- изготовление дидактических игр: «Дерево добра», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
15. Работа с родителями:
- анкетирование родителей по теме проекта;
- родительское собрание в форме беседы за круглым столом «Воспитание культуры поведения у дошкольников»;
- изготовление совместно с родителями книги-самоделки «Наши добрые дела»;
- организация фотовыставки «Добрый поступок».

Четвертый этап - заключительный
1. Анализ результативности.
Уровень сформированности привычек нравственного поведения
Норма поведения Знают норму % Сформирована устойчивая Знают норму, но привычка поведения, привычка поведения,% не сформирована, %
начало конец начало конец начало конец
Приветствие (привычка здороваться) 50 80 30 60 50 20
Привычка делиться с друзьями в игре 40 70 40 70 40 -
Навык культурного поведения за столом 40 90 30 70 40 40
Привычка осознанно извиняться за
нехорошие поступки 30 60 20 30 30 30
Привычка помогать взрослым по их просьбе 40 70 20 70 40
Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляла его через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.
Так в совместной деятельности проводила игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации “Встреча гостей” учились с детьми, как можно поблагодарить хозяина за проведённый вечер. В другой игре учились здороваться, прощаться, благодарить.
Дидактические игры помогали детям закрепить знания о посуде, что она бывает столовая, чайная. Учились накрывать на стол.
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры я показывала, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.
Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.
После чтения сказок, рассказов, стихов обсуждали с детьми поступки героев. Задавала вопросы, позволяющие думать и делать выводы. Кто из героев поступил правильно, а кто нет.
В результате целенаправленной работы можно сказать о некоторых достижениях. Когда мы начинали работу по формированию культуры общения и этикету, 50% детей из группы не здоровались, не прощались, не благодарили за помощь. Сейчас дети умеют здороваться, прощаться, говорить “Спасибо” выходя из-за стола. Дети с удовольствием предлагают свою помощь (развязать шарф, застегнуть сандалии), излагая просьбу, говорят “пожалуйста”.
Больше внимания дети уделяют своему внешнему виду: заправляют рубашки в шорты, в порядке ли обувь, девочки просят расчесать волосы.
На протяжении действия проекта велась работа по взаимодействию с семьей.
На первой встрече родителям была объявлена тема проекта, обозначена проблема и проведено анкетирование родителей по теме проекта.
На родительском собрании в форме беседы за круглым столом обсуждалась тема «Воспитание культуры поведения у дошкольников». Родители ознакомились с результатами диагностики уровня сформированности привычек нравственного поведения и убедились в том, что показатели недостаточно высоки. Были определены задачи общего взаимодействия по решению данной проблемы.
Практикум для родителей. «Игры, развивающие нравственные качества детей», помог родителям через игры почувствовать насколько, иногда бывает сложно подобрать нужные слова, сказать комплимент, выразить словами свои чувства и отношения к окружающим.
Изготовление совместно с родителями книги «Наши добрые дела»;
Для проведения в группе беседы по теме «Наша дружная семья», дети со своими родителями подготовили рассказы о своих семьях и генеалогическое семейное древо. Готовили работы для фотовыставки «Добрый поступок».
В родительском уголке размещались консультации «Уроки хороших манер», где родители могли познакомиться правилами этикета и в доступной форме поговорить об этом с ребенком дома.

Вывод. Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зави¬симости от требований и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отно¬шению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям. Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.
Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более общительными в играх, улучшилось их эмоциональное состояние.
Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта (фотографирование, поиск информации). Но самое главное, что мы смогли донести до родителей, убеждение в том, что именно они являются главным примером для своих детей, то есть родители воспитывают ребёнка собственной воспитанностью.
Считаю, что задачи по формированию культуры общения этикета должны проходить через все разделы общеобразовательной программы ДОУ и работу по данному направлению нужно продолжать в будущем учебном году. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.
2.Оформление материалов проекта.
Занятие «С чего начинается утро или слово: «здравствуй»».
Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия
Занятие: «Вежливое путешествие».
Цель: продолжать формировать положительные моральные качества. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.
Игровая ситуация «В автобусе», В магазине», «В больнице», в парикмахерской»
Занятие: «Поведение за столом» (практика).
Цель: Учить детей накрывать стол, расширять знания детей о правилах хорошего тона за столом. Воспитывать хорошие манеры.
Закреплять умение сохранять правильную позу во время еды.
Совершенствовать умение пользоваться столовыми приборами (ложки, вилки, ножи, тарелки разного назначения и др.).
Учить различным видам сервировки, стола, приемам складывания тканевой салфетки. Продолжать знакомить с тем, что как и чем едят.
: «Кто опрятен – тот приятен».
Цель: Занятие Учить детей быть опрятными, чистыми, уметь замечать красоту костюма, его оригинальность, стиль, моду. Аккуратно и бережно складывать и хранить одежду, соблюдать чис¬тоту места пользования вещами (шкаф, полки). Следить за внешним обликом, не забывать причесываться.
Занятие: «Наша дружная семья».
Цель: Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать благородные поступки окружающих, культуру общения со взрослыми и сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, быть общительными, делиться игрушками, помочь маме убрать вещи, братишке принести игрушки, бабушке подать тарелку и т.д.
Занятие: «У Мальвины день рождения».
Цель: Продолжать знакомство детей с понятием "этикет", приобретать навыки общения, поведения дома, на улице, в транспорте и т.д. Закреплять умение дарить и получать подарки. Развивать связную речь, способность к са¬мостоятельным суждениям, умение вести диалог. Воспитывать умение вести себя в обществе, стремление проявлять заботу о других, создавать радостно-эмоциональное настро¬ение.
Чтение художественной литературы.
Драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»
Коммуникативные игры: «Только вместе!», «Все вместе!»
Книга-самоделка «Наши добрые дела»
Родительская встреча за круглым столом «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»
Цель: воспитание детей, умеющих достойно себя вести в обществе и стать впоследствии гармонично развитой личностью.
Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М., 2013.
2.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004.
3.Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты: Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов н/Д., 2013.
4.Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6-7 лет. Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2009.
5.Мулько И.Ф. Этика для детей 5-7 лет: Метод, пособие. М., 2012. Шорыгина Т. А. Беседы о этике с детьми 5-8 лет. М., 2009.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

«Здравствуйте!» Слово «здравствуйте» - имеет глубокий смысл. Оно означает: я приветствую вас, я желаю вам здоровья, рад видеть вас здоровым. Это приветствие действительно способно оказывать влияние на самочувствие тех людей, к кому оно обращено. Произнесенное с доброжелательной интонацией слово «здравствуйте» несет в себе заряд позитивной информации и способно вызывать у человека положительные эмоции. "Здравствуйте", сказанное с негативным оттенком, изначально разрушает контакт. Важно произносить это слово дружелюбно, с уважительной интонацией и позитивным настроем, глядя человеку в глаза, улыбаясь.

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Телефонные разговоры На телефонный звонок (особенно на работе) отвечайте сразу. Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой. Звонивший обязан назвать себя, если, не застав нужного ему человека, просит передать какое-нибудь сообщение. Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка ждут и не легли спать). Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил. Никогда в начале разговора не спрашивать: "Кто говорит? Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Ведь чаще бывает виноват не человек, а автоматика. В очередной раз попав не по назначению, следует извиниться и уточнить номер телефона. Если вам в гостях необходимо позвонить, не забудьте спросить разрешения. При этом хозяину дома совсем не обязательно покидать вас (если такая потребность не становится очевидной). Если на 5-6-й сигнал вам не отвечают, вешайте трубку. Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - "извините", "пожалуйста" и "спасибо", - особенно полезны при телефонных разговорах. Разговор по телефону должен по возможности быть кратким, спокойным и вежливым. Тем более если вы звоните по телефону-автомату. Помните: другие ждут своей очереди. Постарайтесь вести себя корректно.

Слайд 10

Описание слайда:

Нормы поведения на улице Главное правило поведения на улице - не доставлять неудобств и неприятностей окружающим. У нас в стране правостороннее движение, поэтому, находясь на улице, держитесь правой стороны. Старайтесь при ходьбе не задевать окружающих. Не ходите по тротуару против движения. Несите свои вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу, т.е. держите их (вещи) в правой руке и идите в этом случае справа (даже если вы идете с дамой). Не следует часто оборачиваться и оглядываться вслед проходящим женщинам, тем более если вы гуляете с дамой. Не останавливайте приятеля, который идет не один. Старайтесь не курить на улице. Если вы торопитесь и вам необходимо обогнать идущего впереди, то обходят его слева (при этом не забудьте произнести: "Позвольте пройти", "Будьте добры"). Если вам необходимо остановиться на улице (встретили приятеля, нужно достать какую-то вещь из сумочки и т.п.), отойдите в сторону. Если вы случайно заденете кого-либо или наступите кому-то на ногу, не затруднитесь вежливо извиниться. Если вам понадобилась на улице справка или указание, обращайтесь с вопросами к милиционеру, почтальону, водителю. А при отсутствии их поблизости можно вежливо спросить у прохожего, извинившись за затруднение. И получив справку, поблагодарить его. Если вас на улице о чем-то спросят, отвечайте вежливо, коротко и ясно. Не путайтесь в длинных объяснениях. Есть на улице неприлично. Ни в коем случае не входите с мороженым в автобус, троллейбус, трамвай, метро. Это верх неприличия! Старайтесь не чихать в общественных местах - в крайнем случае воспользуйтесь носовым платком (чихнув, извинения не просят). Будьте аккуратны на улице: не разбрасывайте где попало обертки от конфет, окурки и прочий мусор. Невежливо делать замечания в адрес прохожих по поводу их внешнего вида.

Данные об авторе

Седова Оксана Юрьевна

Место работы, должность:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Красноармейска Саратовской области"

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Краткое описание ресурса:

Исследовательский проект "Школьнывй этикет"

Проект "Школьный этикет"

  1. Введение …………………………………………………………..………..3-4
  2. История возникновения этикета.....…………………………………………5
  3. Виды этикета ……………………………………………………………. …..6
  4. Школьный этикет …………...……………………………………………..7-8
  5. Что думают дети о школьном этикете.………………………………..........9
  6. Как нужно вести себя в школе………………………….……………..........10
  7. Правила этикета нашего класса ………………………………………...11-12
  8. Заключение ………………………………………………………………….13
  9. Список использованных источников ……………………………………...14
  10. Приложение ………………………………………………………………...15

Введение

Надо помнить всем всегда:

«Вежливость всегда права!»

«Здравствуйте!» Этим простым словом люди ежедневно приветствуют своих знакомых и незнакомых людей.

Каждое утро, переступая порог своей школы, наблюдаю, что одни дети всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и учителями. Другие дети ведут себя противоположным образом и считают, что здороваться друг с другом совсем не обязательно».

Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать правила культурного поведения в школе и общения друг с другом. Знают ли они, что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что, соблюдая правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком.

Тема моей работы «Школьный этикет».

Актуальность: считаю, что наше поведение и наше общение невозможно без такого качества как вежливость.

Цель исследования: выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения и общения в моем классе и школе.

Задачи:

  • изучить литературу об истории этикета и правилах культурного общения;
  • выяснить, существует ли школьный этикет;
  • понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице, в общественных местах;
  • провести анкетирование по вопросам приветствия и дисциплины;
  • выявить отношение учащихся школы к данному вопросу;
  • составить правила этикета для ребят своего класса.

Гипотеза: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.

Методы исследования:

  • анализ научной литературы;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • сравнение полученных результатов;
  • составление правил классного этикета.

История возникновения этикета

Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король Людовик XIV в 17 веке, но свод определённых правил поведения существовал и в доисторические времена и диктовался необходимостью мирного сосуществования с соседними народами и племенами. Так, уже в 3 тысячелетии до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые приборы и поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго соблюдалось поведение представителей разных сословий, на эту тему писались целые трактаты.

Становление этикета в нашей стране связано с принятием в 9 веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности на Руси. В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причём их важность несомненна и в наше время. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах - умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси.

Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I, немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе.

В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Виды этикета

В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета:

  • речевой (нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения);
  • столовый (правила сервировки и норм поведения за столом);
  • «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
  • религиозный;
  • повседневный (общение с людьми, набор определенных действий, поведение в здании, на улице и т.д.);
  • служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
  • праздничный (как правильно вести себя на частных и корпоративных вечеринках, дома и в гостях);
  • профессиональный (взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности);
  • свадебный и т.п.

Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время больше интересует школьный этикет.

Школьный этикет

С чего же начинается школьный этикет? Наверное, прежде всего с понимания того, что же такое ШКОЛА.

Школа - то место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями ум, интеллект, душу.

Школа - это храм науки. Значит, и вести себя в нём нужно соответственно.

Театр начинается с вешалки, а школа - с порога. Приходить сюда, как и в любое другое место, нужно вовремя. Не зря же говорят: «Точность - вежливость королей!» Опаздывать на урок - плохо и неприлично, ведь тем самым можно пропустить новую интересную тему и отвлечь одноклассников от объяснения учителя.

Переступая школьный порог, нужно здороваться со всеми педагогами, кого мы увидели. Доброжелательный тон и приветливая улыбка будут приятны и всем одноклассникам, ведь гораздо приятнее общаться с вежливым человеком, чем с грубияном и нахалом.

«Встречают по одёжке, провожают по уму» - эта народная мудрость актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем виде. Причёска, одежда, вещи - показатель настроения, отношения к себе и другим людям.

Говорят, «молчание - золото». Но только не на уроке! Отвечать нужно так, чтобы другие хорошо понимали: чётко и правильно проговаривая все слова. Если ответ у доски, то рассказывать надо так, чтобы слышно было даже на последней парте. А вот на перемене совсем не обязательно, чтобы разговор с подружкой слышал весь класс.

Школа - это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями, коридоры со стендами и картинами. Приходя в школу 1 сентября, мы видим, что в школе все выкрашено и вымыто. Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу: не писать на парте и стенах, не ломать мебель, убирать за собой мусор.

Что знают дети о школьном этикете?

Наблюдая за учащимися школы, я заметила, что далеко не все школьники при встрече с педагогами помнят о словах приветствия. Нередки случаи опоздания учащихся на урок. Многие ребята не соблюдают правила поведения на перемене и в школьном коридоре (бег, толкание, а иногда схватки боевые), причем на замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе грубят в ответ.

По данной проблеме мною было проведено анкетирование «Соблюдаешь ли ты школьные правила и нормы поведения?». (Приложение № 1)

Всего было опрошено 90 человек. Среди них 70 человек соблюдают правила поведения в столовой, на перемене дисциплинированы 52 человек, на уроке - 71 человек.

Анкета «Можешь ли ты здороваться и извиняться?» позволила выяснить, насколько воспитаны и вежливы современные дети и какой словарный запас знаний речевого этикета у учащихся нашей школы. (Приложение № 2)

Подводя итог своего анкетирования, я получила следующие результаты.

Из 90 человек 84 % опрошенных всегда здороваются со всеми учителями школы. 57 % школьников приветствует своих друзей словом «Привет!», 21 % пользуется словом «Здравствуй!» и 22 % - «Здорово!» Кроме этого учащиеся знают такие слова приветствия как «Доброе утро! Добрый день! Салют! Хеллоу! Хай! Приветик! Здоровик!»

Свои извинения учащиеся начальных классов приносят с помощью речевой формулы «Простите! Извините, пожалуйста! Больше так не буду!» Старшеклассники к этим словам добавляют «Сори! Я не хотел! Поймите и простите!»

А ведь поводов для извинения могло бы быть гораздо меньше, если бы все учащиеся соблюдали школьные нормы поведения.

Как нужно вести себя в школе

Проанализировав результаты анкетирования, я поняла, что ситуация нуждается в коррекции. Поэтому решила вывести общие правила поведения для учащихся нашей школы. Соблюдать их несложно, даже полезно.

Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут. Заранее приготовиться к нужному предмету и ждать учителя. Они должны успокоиться и привести себя в порядок, потому что учителю приятно, когда ученики опрятны и готовы к уроку.

Если ученик опоздал, то нужно постучать и спросить разрешения войти в класс. Когда войдешь, нужно поздороваться, объяснить причину опоздания и извиниться. И больше не опаздывать, потому что отвлекаешь от работы не только учителя, но и весь класс.

Пропуски уроков могут быть только по одной причине - из-за болезни. Ученик должен принести справку от врача или записку от родителей.

На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать. Когда учитель объясняет, надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что-то спросить или сказать, подними руку, не выкрикивай. На переменах нельзя бегать по классу, по коридору. Если хочешь бегать, выйди на улицу.

Во время проведения праздничных линеек и мероприятий, нужно вести себя серьёзно, не баловаться, внимательно слушать, то, о чём говорится, не отвлекать одноклассников. Кроме того, принимать участие в школьных и городских мероприятиях. Бороться за честь класса и школы.

По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для пешеходов. В школе также необходимо соблюдать правила техники безопасности, о которых рассказывает учитель.

Правила этикета нашего класса

Конечно же, мы обязаны соблюдать все школьные нормы и предписания. Но каждый классный коллектив имеет свои особенности. В нашем коллективе заведено пропускать девочек вперед при входе в класс, помочь им поднять стул после уроков, уступить место в зале, столовой.

Мы соблюдаем все праздничные даты и дарим друг другу подарки на День Защитника Отечества и 8 марта. С особым уважением относимся к учителям, пользуясь при обращении словами приветствия, прощания и извинения. Соблюдаем порядок и чистоту в классе. Бережно обращаемся с учебниками и тетрадями.

И всё же главным в школьной жизни является умение дружить. В классе мы всегда выручаем друг друга в трудных ситуациях, помогаем в случае, когда что-то не получается сделать (поделка, рисунок и др.), если кто-то забыл учебное пособие - даём нужную вещь. Мы все вместе отвечаем за то, если кому-то плохо в коллективе, радуемся общим победам и успехам каждого из нас. Всегда выступаем на стороне слабого, а обидчика стараемся остановить, требуем извинений и обещания больше не обижать товарища.

Получается, что дисциплина и порядок - это ежедневный и тяжёлый труд. Справиться с этим нелёгким делом помогают наши «Классные правила».

1. Доброжелательность

Мы доброжелательно относимся друг к другу.

Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет.

Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами.

2. Поведение и дисциплина

В классе и школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные люди.

Не опаздываем и не прогуливаем уроки.

После обеда убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем.

Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами.

3. Наша речь

Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.

Не говорим плохие слова.

4. Общественные места

Во время общешкольных массовых мероприятий входим в актовый зал и столовую без рюкзаков и верхней одежды.

Не трогаем и не портим чужие вещи.

5. Наши школьные традиции

Обязательно посещаем общешкольные линейки.

Любим, дорожим и поддерживаем школьные традиции.

Заключение

Свою работу я посвятила изучению этикетных норм поведения в школе. Мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях, о культуре в целом.

Считаю, что данная тема важна как для ребят моего класса, так и нашей школы в целом.

В заключение работы мной были сделаны следующие выводы :

  • В нашей школе действуют определённые нормы поведения для учащихся.
  • В результате анкетирования было выяснено, что школьные правила в большинстве своём соблюдаются учащимися (на уроке, в столовой, реже - на перемене).
  • Многие ребята хотели бы, чтобы все школьники придерживались школьного этикета.
  • С помощью этикетных правил можно изменить манеру поведения школьников. Пример тому наши «Классные правила» и наш класс.
  • Культурное общение позволит всем более уважительно относиться друг к другу.

Уверена, всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием, так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими.

Список использованных источников

1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 - 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.

2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.

3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов - М.: Школьная Пресса. 2002.

4. Персидская и др.Классные часы в 1 - 4 классах/. - Волгоград: Учитель, 2007.

5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.: Школа-Пресс. 1998.

6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.

ПРОЕКТ

Волкова Анна, Гарина Оксана,

Журилова Майя, Мосина Ксения

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

г. Юрьевец 2010

1) определение целей и задачи проекта «Школа этикета»;

3) анкетирование учащихся с целью изучения уровня воспитанности и анализ анкет;

4) план проведения воспитательных мероприятий для повышения культуры поведения учеников;

5) разработка воспитательного мероприятия «Поговорим о вежливости », составление к нему презентации;

6) проведение мероприятия «Поговорим о вежливости» в 3 классе МОУ СОШ № 1 им.

7) заключение.

Ребенок в момент рождения лишь кандидат

в человека, но он не может им стать в изоляции:ему

нужно научиться стать человеком в общении с людьми.

А. Пьерон

1.Определение целей и задачи проекта «Школа этикета»

Проблема формирования культуры поведения школьника является одной из самых актуальных проблем для учителя. Классный руководитель проводит различные воспитательные мероприятия, беседы, исследует уровень воспитанности учеников. Ведь необходимо научить ребенка уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе. Правило очень простое, но, увы, в повседневной практике такие формы работы являются не всегда действенными . А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни.

Предлагаемый нами проект «Школа этикета», рассчитанный на полугодие, поможет улучшить культуру поведения школьников. Для этого нами разработана система внеклассных мероприятий для учащихся младшего и среднего звена. Такие мероприятия будут проводить старшеклассники. Принципиально в методике проведения в данном случае ничего не меняется. Но общий настрой учеников становится совершенно иным: они с радостью встречают новое лицо, совсем по-другому воспринимают информацию и готовы все исполнить, чтобы только послушать своего гостя, если это даже и ученик старших классов.

Цели нашего проекта:

повышение культуры поведения учеников;

знакомство с правилами этикета.

Задача:

Улучшение дисциплины учащихся.

Предполагается, что после проведения подобных мероприятий действительно изменится манера общения ребят и улучшится дисциплина на уроках, переменах, в столовой, на улице. Повышение культуры поведения можно отследить через дежурство по школе.

2. Изучение форм воспитательной работы

Для реализации проекта выбраны следующие формы работы: урок-знакомство, урок-тренинг, игра.

В основе всех разработанных мероприятий лежит игра как одна из форм организационного обучения, воспитания и развития личности. Возможности игры очень велики: во-первых, воссоздаются межличностные отношения, моделирующие условия социальной жизни, во-вторых, активизируется процесс обучения посредством стимуляции мотивов учебной деятельности . Игра не только способствует активному взаимодействию учащихся, но и повышает их эмоциональное напряжение, чем расширяет и углубляет процесс творческого самоопределения. Игра обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

3.Анкетирование учащихся с целью уровня воспитанности и анализ анкет

В начале исследования учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Всегда ли ты здороваешься при встрече

А) со своим учителем;

Б) с учителем, не работающим в вашем классе;

В) с одноклассниками?

2. Говоришь ли «спасибо», когда встаешь из-за стола

А) дома родителям;

Б) в школе работникам столовой?

3.В переполненный автобус заходит пожилой человек. Ваша реакция?

А) останусь сидеть;

Б)предложу свое место.

4. Всегда ли ты стоишь в очереди

А) в школьной столовой;

Б) в магазине?

5.Ты пришел к приятелю в гости, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

А) извинишься и уйдешь;

Б) поздравишь именинника, извинишься и, если пригласят, останешься;

6. Нужно ли здороваться со всеми пассажирами, когда ты входишь в автобус?

7. Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени?

8. Куда деть жевательную резинку, если ты находишься в гостях за столом?

Анализ анкет:

А) 100%; Б) 30 %; В) 80%; А) 80%; Б) 60%; А) 60%; Б) 40%; А) 100%; Б) 80%; А) 20%; Б) 80%; Да – 10%; Нет – 90%; Да - 20%; Нет – 80%; Выкинуть – 60%; Оставить на столе – 40%.

4. План проведения воспитательных мероприятий для повышения культуры поведения учеников

1) «Поговорим о вежливости» 3 класс

2) «О, этот славный этикет» 4 класс

3) «Роскошь человеческого общения» 5 класс

4) «Искусство дарить и принимать подарки» 5 класс

5) «Наш дар бесценный - речь» 6 класс

6) Заседание клуба этикета «Факультет забытых истин» 7 класс

5. Разработка воспитательного мероприятия

Воспитательное мероприятие "Поговорим о вежливости"

google_protectAndRun("ads_core. google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Цели:

1) Знакомство с традициями приветствия разных народов

2) Обучение правилам этикета

3) Воспитание речевой культуры младших школьников.

Слайд 1

Старшеклассник: Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Дорогие ребята! Сегодня на нашем занятии мы с вами вспомним некоторые правила этикета и поговорим о вежливости.

Что же такое этикет?

(ответы детей)

Слайд 2

Старшеклассник : Этикет – это слова французского происхождения, оно вошло в лексикон со времен французского короля Людовика XVI, имевшего громкое прозвище “король солнца”, необычайную любовь к роскоши. На приеме у короля гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – этикеток и произошло слова “Этикет”

(Толковый словарь Н. Ожегова)

Что же такое вежливость?

(ответы детей)

Старшеклассник: Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века “Вежа” означало “знаток”, – тот кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Сегодня мы поговорим об одном из правил вежливости, а о каком вы сейчас догадаетесь.

Ребята, давайте с вами представим, что мы заблудились в чужом городе, а там царит жесткий мороз, очень холодно. Покажите, какие действия помогут нам понять, что вокруг холод и стужа.

(Все ребята вместе с ведущим поеживаются, обхватывают себя руками, дрожат, делают вид, что стараются согреться, притопывают ногами, прихлопывают руками, дуют на руки, потирают ладоши и т. д.)

А теперь мы подходим с вами к красивому большому дому, дверь которого приоткрыта, мы вошли и сразу же почувствовали тепло, добрый голос хозяина дома сказал!” Проходите, гости дорогие!” Что же мы должны сказать хозяину этого дома при встрече?

Старшеклассник: Мы в ответ скажем “спасибо”, а потом слово “здравствуйте”.Так принято во всем мире здороваться, когда входишь в чей-то дом или встречаешься с добрым человеком.

Слайд 3

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы,
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “Здравствуйте” больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же так радостней сделалась жизнь?

Да, ребята, вы поздоровались, и на капельку радостней сделалась жизнь. А ведь иногда вы прокричите или пробурчите что-то невнятное: не то «брысть», не то «дрысть».

Говоря: « Здравствуйте»,- мы желаем здоровья.

Слайд 4

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Ребята, а вы знаете, как приветствовали раньше друг друга в разных странах?

Слайд 5

Тибетцы, например, здороваются, снимая свой головной убор , левую руку они закладывают за ухо да еще высовывают свой язык.

На Крайнем Севере охотники, встречаясь, терлись носами.

Доблестные мушкетеры изящно склонялись, помахивали шляпами с длинными перьями.

На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу .

- А какие жестовые приветствия знаете вы?

- Представляете, если бы мы тратили столько времени на поклоны и реверансы?

- Что бы из этого вышло?

- Все это делается в соответствии с традициями и должно соответствовать ситуации и времени.

Приветствия всегда существовали у всех народов. В наше время разные народы здороваются по - разному:

Слайд 6

    В России говорим: “Здравствуйте!” Китайцы кланяются друг другу Эскимосы в знак приветствия трутся носами В Англии говорят: “Hello” Во Франции здороваются так: “Bonjour” В Германии говорят “ Здравствуйте”так: “Guten Tag”.

Что же объединяет все эти народы в приветствиях?

Да, по – разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И все - таки общее тут есть. Уклониться от приветствия, не ответить на него во все времена, у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в словах привета, заключено очень большое и важное содержание: “Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю, хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе самого доброго”. Вот что означает простое и обычное слово “здравствуйте”.

Слайд 7

«Здравствуйте»,- ты скажешь человеку.
«Здравствуй»,- улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Вспомните, пожалуйста, словесные приветствия, какие вы знаете.

(ответы детей)

Старшеклассник: Салют! Привет! Чао! Доброе утро! Добрый день! Что означает слово “здравствуйте” вы уже знаете. Сейчас обратимся к русским народным сказкам и выясним, когда там встречается это слово, кто и в каких случаях его употребляет.

    Встретились кума лиса да серый волк. Здравствуй, лисонька, здравствуй, куманек. (Лиса и Волк) По мачехиному велению привез старик дочку зимой в лес, под старой елью оставил. Приходит Морозко, по елкам попрыгивает, на красную девушку поглядывает. «Здравствуй, девица». “Здравствуй, Морозушко, здравствуй, батюшка”.А тепло ли тебе, красная?” – “Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!” (Морозко)

Старшеклассник: Что же это за слово: здравствуй, здравствуйте. Почему персонажи этих сказок употребляли его во время встреч? Кто-нибудь сможет объяснить?

Верно, это слова приветствия, знак доброго уважения людей друг к другу, а означает оно все то же пожелание здоровья.

Будь здоров, не болей,
Это просьба всех людей.
Здравствуй стоит лишь сказать,
И не надо объяснять:
Быть здоровыми хотим
И об этом говорим.

Мне кажется, что “здравствуй” – лучшее из слов,
Потому что “здравствуй” – будь здоров
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра.
Значит, слово “здравствуй” говорить пора.

Сейчас мы проверим, насколько вы владеете искусством этикета, и откроем небольшие секреты поведения. Объясните, как себя вести в данной ситуации:

    Вы идете по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли здороваться вам? Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними и как это сделать? В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы увидели своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказали: “Здравствуйте, Мария Ивановна!”. Правильно ли вы сделали?

Слайд 8

Игра “Вежливо – невежливо”

Если вы посчитаете, что поступок вежливый - хлопните в ладоши.

Если невежливый - топните ногой.

· Поздороваться при встрече

· Обозвать обидным словом одноклассника

· Не уступить место пожилому человеку

· Толкнув, не извиниться

· помочь поднять упавшую вещь

· громко разговаривать в общественных местах.

Молодцы, ребята!

Золотые правила:

    всегда здороваться первым, особенно если ты присоединяешься к какой–нибудь компании или встречаешься со старшими по возрасту; не смущайся, если поздороваешься по случайности дважды, лучше сделать это повторно, чем ни разу; помни о традициях того общества, в которое попадаешь; всегда прощайся, независимо от того, какого пола и возраста собеседник.

Поздороваться с человеком так, чтобы ему стало радостно и солнечно, тоже надо уметь. Обращали ли вы внимание, со сколькими оттенками можно произнести простое слово “здравствуйте”? – тепло, официально, холодно. Все зависит от интонации, “подвластной” человеку.

Если относиться друг к другу вежливо, можно многих неприятностей избежать. О правилах вежливости сейчас мы узнаем из стихотворения С. Маршака “Ежели вы вежливы”.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

Старшеклассник: Что при входе в автобус прежде надо пропускать пожилых, стареньких людей. Так как они уже слабенькие, не сильные, а молодые крепкие, удалые.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

Что вы поняли из этих слов? (ответы детей)

Старшеклассник: Ну, это совсем просто! На урок мы идем для того, чтобы учиться, получать знания, а не баловаться и разговаривать, как сороки.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.

Есть такое выражение; уметь слушать. В разговоре со взрослыми это особенно ценится. Если взрослый говорит, значит надо быть внимательным, а не перебивать его.

6) Проведено воспитательное мероприятие «Поговорим о вежливости» в 3 классе МОУ СОШ № 1 им. .

В ходе мероприятия были использованы наглядность (рисунки, плакаты) и ИКТ (презентация).

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. При использовании наглядных методов нами соблюдался ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

Заключение

В процессе работы над проектом «Школа этикета» мы убедились в том, что старшеклассники могут помочь в решении проблемы формирования культуры поведения учащихся младшего и среднего звена. В результате анкетирования было выяснено, что не все ребята в повседневной жизни ведут себя в соответствии с правилами этикета, да многие и не знают этих правил. С помощью данного проекта можно изменить манеру общения школьников.

Так как наш проект рассчитан на полугодие, выводы делать рано. Но даже после проведения одного мероприятия можно отметить, что здороваться учащиеся 3 класса стали не только со своим учителем, но и с другими учителями, с обслуживающим персоналом. Нами будет продолжена работа с проектом «Школа этикета», планируется организация еще 6 воспитательных мероприятий. Через анализ дежурства по школе и последнего анкетирования можно подвести окончательный итог нашей работе.

Литература

1. Воспитание школьников.2003.№10; 2005.№4.

2., Шкатова ли вы общаться? М., 1991

3.Современный этикет. М: ЭКСМО,2005

4.Черных мероприятия 6 класс. М. «ВАКО» 2008

5.Этикет на все случаи жизни. М. АСТ-пресс, 1999

Данные об авторе

Юрченко Т.Е.

Место работы, должность:

МОУ СОШ №2 г.Пугачева Саратовской области

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Целевая аудитория:

Родитель

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Краткое описание ресурса:

Проект расскажет об одной из важных элементов человеческой культуры - о речевом этикете. Каждый из нас пользуется такими прекрасными «волшебными словами» русской речи, как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим полезно задуматься…

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2

г. Пугачева Саратовской области"

Муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция: «русский язык»

Проект на тему

«Речевой этикет в повседневной жизни»

Климова Елена Романовна,

учащиеся 8А класса

МОУ СОШ №2 г. Пугачева

Саратовской области

Научный руководитель:

Юрченко Татьяна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 г. Пугачева

Адрес: 413720, г. Пугачев,

ул. Коммунистическая, д. 12

МОУ СОШ № 2, тел: 2-38-19

г. Пугачев-2011 г.

  1. Введение.
  2. Типы речевого этикета.
  3. Что такое речевой этикет?
  4. Специфика речевого этикета.
  5. Формулы речевого этикета.
  6. Язык мой враг?
  7. Заключение.
  8. Список используемой литературы.

Введение.

В человеке должно быть все прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли…

А.П.Чехов

Наш проект расскажет об одной из важных элементов человеческой культуры - о речевом этикете. Каждый из нас пользуется такими прекрасными «волшебными словами» русской речи, как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим полезно задуматься…

Но многие над этим и не размышляют, и предпочитают красивому русскому языку в повседневной жизни: сленг, просторечия, жаргонизм и т.д.

А тема нашего проекта так и называется «Речевой этикет в повседневной жизни»

Об этом мы сегодня и расскажем, нашей многоуважаемой публике…

Цели и задачи данной работы:

  1. Познакомить со структурой работы в целом;
  2. Доказать актуальность проблемы речевого этикета, ознакомить с результатами школьного анкетирования;
  3. Рассказать о некоторых теоретических вопросах речевого этикета (термины, правила ведения беседы и правила поведения во время беседы, речевые клише приветствия, извинения, отказа, как говорить комплименты)

Глава I . Типы речевого этикета.

Различают этикет неречевой и речевой.

Неречевой этикет это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой(в знак приветствия или прощания), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом, например), преподнесение подарков и т.д.

Также есть речевой этикет, о котором мы расскажем более подробно…

Глава I I . Что такое речевой этикет?

Есть несколько научных определений речевого этикета.

1.Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации.

2.Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе)

3.Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

Мы спросили, как понимают определение речевого этикета учащиеся 7,8 классов:

Ответ был прост: речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

Но как бы мы, ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...

«Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.

Глава II I .Специфика речевого этикета

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Глава IV . Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

  • начало разговора (приветствие/знакомство)
  • основная часть
  • заключительная часть разговора

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой - деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент . Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

Глава V . Соблюдается ли речевой этикет в общении подростков?

Чтобы доказать актуальность выбранной темы, мы провели опрос учеников и их родителей.

В анкетировании принимало участие:

50 учащихся (из 6б, 8а, 8б классов);

40 родителей (учеников 6б, 8а, 8б классов);

Вопросы, предложенные ученикам и их родителям, были разными, за исключением одного: «Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной сегодня?».

Актуальной назвали проблему все, без исключения, опрошенные — 100%. И ещё по одному вопросу показали единодушие ребята и родители. Родителям задали вопрос: «Считаете ли вы, что ваш ребёнок овладел навыками речевого этикета?». 100% ответили отрицательно. То есть, по мнению родителей, учащиеся в недостаточной степени владеют приёмами и навыками речевого этикета. И 50 из 46 учащихся не считают, что овладели этими навыками в достаточной степени. Приятно, но странно, что оказались 6 человек, которые утверждают, что познали науку речевого этикета в полной мере.

Вопросы для учащихся:

  1. Что такое, на ваш взгляд, речевой этикет?
  2. Овладели ли вы в полной мере навыками речевого этикета?
  3. Хотели бы вы знать больше о речевом этикете?
  4. Считаете ли вы эту тему актуальной?

*5. Употребляете ли вы сленговые слова? Какие? Как часто?

О том, что такое РЭ имеют общее представление 50% опрошенных,25% не знают что такое РЭ и, наконец, хотели бы узнать о нем подробнее 26% опрошенных.

Многие (50%) назвали причину: чтобы повысить общую культуру, чтобы «провожали по уму» и соответственно ценили, чтобы не быть белой вороной, чтобы не стыдно было и др.

Вверх