Урок по орксэ семейные праздники с презентацией. Проект по орксэ на тему «семейные традиции. История подарка на Руси

БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Кафедра дошкольного и начального образования

Курсовой проект

на тему

Православные праздники

Работу выполнила

Андреева Светлана Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №55» г.Чебоксары

Научный руководитель:

Бычков Вениамин Иванович,

кандидат пед. наук, доцент

Чебоксары – 2017

Проблема : дети с большей радостью отдают предпочтение праздникам «западным», теряя связь с русской культурой, поэтому утрачено понимание сущности православных праздников.

Цель: формирование целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции.

Задачи :

1. Дать общую характеристику православным праздникам.

2. Разработка плана маршрутного листа внеурочной деятельности по православным праздникам.

Ожидаемый результат: повышение профессиональной готовности педагога к организации духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Конечный продукт :

Содержание

Введение

Глава 2. Христианство

2.1.История христианства

2.2. Православные праздники

Глава 3. Примерное планирование маршрутного листа внеурочной деятельности по православным праздникам.

Заключение

Список литературы

Введение

Современные дети не совсем верно представляют себе суть православных праздников: зная обрядовую сторону события, не осознают его «внутренний», духовно-нравственный смысл. К сожалению, дети с большей радостью отдают предпочтение праздникам «западным», теряя связь с русской культурой. Православные праздники же являются неотъемлемой частью многовековой культуры России.

Актуальность данного проекта определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Цель исследования заключается в том, чтобы проследить историю возникновения и становления некоторых православных праздников.

Задачи исследования: дать общую характеристику народных праздников православных славян; выяснить, какие традиции сохранились до наших дней, а также способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.

Глава 1. Духовное развитие человека

Проблема духовного развития - одна из важнейших проблем человечества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение разного рода конфликтов и т. п. Все это говорит о духовном дефиците человечества.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Православная культура вновь возвращается в нашу жизнь. И её возвращению способствуют проводимые в нашей школе уроки по курсу «ОРК и СЭ», модуль «Основы православной культуры», цель которого познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным и, в то же время, строгим и нравственно возвышенным миром Православной культуры, с её значением в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.

Самым захватывающим и запоминающимся у детей остаётся, конечно, православный праздник. У каждого праздника есть своё «лицо», своя идея, своя идеология. Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Праздник напоминает о связующих всех людей узах: семьи, школьного коллектива, общества. Давно известно: ребёнок познаёт мир, играя. Игра как обязательный компонент праздника побуждает детей к творчеству «взаправду». Ребёнок везде должен быть самим собой. И на празднике тоже. Поэтому сочинять и проводить праздники надо по правилам детской игры. А ещё праздники любят за необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность, обрядность, импровизацию, народный колорит, эмоциональность и т. д. и т. п. В православных праздниках заложен мощный воспитательный заряд. Праздник по содержанию и форме явление коллективистское (коллективизм как радость «на миру»), поэтому дети любят праздник за новизну человеческих отношений. Например, возможность побыть с родителями вместе как бы на равных и подольше. Уже поэтому праздник для детей – премьера важного события! Дети любят праздники за голоса истории, звучащие в них.

Православный праздник - сочетание идеального и реального, художественный тест и его язык, музыка, пластические образы относятся, с одной стороны, к духовному миру, с другой - к конкретным объектам.

Значимость православных праздников для младших школьников при изучении «Основ Православной Культуры» невозможно переоценить, ибо они, во-первых, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества. Во-вторых, праздники – сфера разностороннего сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника. В-третьих, праздничные дни – ярчайшие события жизни. В-четвёртых, праздники – пространство «роскоши» человеческого общения. В-пятых, православные праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка.

Восстановление в правах православных праздников – это восстановление нашего прошлого во имя настоящего и будущего. Опыт восстановления православных праздников пока недостаточен. Известно и значимо то, что дети были полноправными и активными участниками всех православных празднеств. Дети были значимыми людьми в пространстве всех народных праздников, которые закладывали изначальную духовность юных людей.

Подготовка и проведение любого православного праздника – это повод ещё раз обратиться к национальной культуре, её истокам. Православные праздники – не просто дань прошлому. Участвуя в них, дети переживают великие события евангельской и церковной истории, проходят, таким образом, целую школу духовного возрастания.

Праздники занимают важное место в христианской жизни. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, Богородицы, святых, чудотворных икон, креста. Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц, - говорится в одном из православных изданий. - В честь этого события или лица установлены особые песнопения, молитвы и обряды, которые вводят еще новые особенности в неизменный ход ежедневной службы - особенности, изменяющиеся с каждым днем. От этого образуется круг годового богослужения.

Глава 2. Христианство

2.1. История христианства

Христиа́нство (от греч. Χριστός - «помазанник», «мессия») - монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и исламом входит в группу авраамических религий. Наряду с исламом и буддизмом входит в число трёх мировых религий.

Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ. Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

Следующим шагом в развитии понятия "церковь" стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями . Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Основы: - Вера в единого всемогущего всеведущего Бога единого в Троице.

Вера в абсолютную благость Бога и любовь Его ко всем людям.

Все православные праздники ранжируются по торжественности богослужения , когда важную роль играет красота ритуала, а также зависят от характера богослужения. Согласно этому, православные праздники подразделяются на великие, средние и малые православные праздники. Главным праздник христианства, является Пасха , или светлое Воскресение Христово. Православные праздники, относимые к великим, так же являются одними из самых главных в церковном календаре праздников. Таинства: Церковные таинства – это священные действия, призванные сообщить верующим Божью благодать. Вообще таинств всего семь - крещение, миропомазание, причащение, елеосвящение, исповедь, брак, священство. Считается, что крещение и причащение были установлены самим Иисусом Христом.

2.2. Православные (великие) праздники

Пасха

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец христианской веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства Диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

Православные христиане подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 40 дней. Потом есть целая серия праздников связаны с Воскресением Христовым и все они отсчитываются от него.

Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т. е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Рождество Христово

Рождество - праздник тихий, домашний, спокойный. Это праздник духовный. За столом собираются только члены семьи и самые близкие друзья.

Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы - волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

Рождество Христово является одним из самых красивых и торжественных христианских праздников. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизируя евангельское древо, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву. Во многих странах в рождественские ночи дети выходят на улицы с пением песен-колядок. Канун рождества именуется «сочельником». Вечер 6 января назывался также «коляды». Сочельник - это заключительный день Рождественского поста. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до первой звезды", символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождество Христа. Название «сочельник» от слова «сочиво», так именовалось ритуальное блюдо, обязательное в этот вечер. Оно приготовлялось из макового или миндального «молока» смешанного с медом, и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы. Туда добавлялись целые или измельченные ядра грецких орехов, сладкого миндаля, растертого мака. Этим блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник.

Сочельник в христианском мире считается исключительно семейным ужином. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие. В старину стол посыпали сеном, затем постилали скатерть, в центре стола ставилось блюдо с сочивом и другие блюда. Достаточно было и напитков, как прохладительных, так и крепких. В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение.

В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми. Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки - это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

Вербное воскресенье - великий двунадесятый переходящий праздник. Он празднуется за шесть дней до предания Иисуса Христа на крестную смерть и страдания. Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называется Вербным воскресеньем. Этот праздник христианская Церковь ввела в IV веке, а у нас на Руси он начал отмечаться в X веке. Этим праздником завершается Великий пост. Перед Вербным воскресеньем, в субботу, Иисус воскресил Лазаря, которого очень любил: однажды, когда Иисус был далеко от Вифании, две сестры Лазаря, Марфа и Мария, послали сказать Иисусу, что Лазарь тяжело заболел. Узнав об этом, Иисус сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Иисус пришел в Вифанию через два дня, зная, что Лазарь уже умер. Сестра Марфа пошла на встречу Ему и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус ответил: «Воскреснет брат твой». Когда они пришли в Вифанию, Иисус подошел к пещере, в которой был похоронен Лазарь, и велел отвалить камень. Камень отвалили, и Иисус возвел очи к небу и воскликнул: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Иисус воскликнул: «Лазарь, иди вон!» И умерший тотчас поднялся из гроба и вышел из пещеры. (Иоанн, гл. 11)

На праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим. Сначала они шли пешком, но когда дошли до селения Виффагия, Иисус подозвал к себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите ослицу привязанную и молодого осла с нею. И взявши приведите ко мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики привели ослицу и осленка и положили на них свои одежды. Иисус сел на осленка и поехал в город предшествуемый толпой с пальмовыми ветвями в руках. Когда Он подъезжал к Иерусалиму, Его вышло приветствовать множество народа. Одни постилали пред Ним свои одежды, другие срезали ветви деревьев и устилали ими дорогу. Весь народ славил Иисуса и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Когда Иисус въехал в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: «Кто это?» Народ же отвечал: «Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». Ученики Христа стали громко прославлять Бога за все чудеса, которые они видели. Фарисеи сказали Иисусу, чтобы Он запретил им это. Но Иисус ответил: «Сказываю вам, что если умолкнут, то камни возопиют». Услышав это, фарисеи и книжники искали, как бы погубить Иисуса, но не смели, потому что народ с восторгом внимал Ему и прославлял Его. Иисус же сказал народу: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. Ныне суд миру сему. И когда я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Сказав это, Иисус Христос дал народу знать, какой смертью он умрет (Матфей, гл. 21, Иоанн, гл. 12, Лука, гл. 19).

На Руси верба ассоциировалась с пальмовыми ветками, которыми толпа людей встречала и приветствовала въезжавшего Иисуса Христа в Иерусалим. На праздник принято освещать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами. Считается, что верба имеет свойство наделять здоровьем людей и скот, предостерегать от болезней и от нечистой силы. Существует много обычаев и поверий на целебные свойства вербы.

Один из древних обычаев обогащает детей здоровьем: родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно». Также, в народе кроме детей хлыстали освещенной вербой и себя, чтобы пополнить себя здоровьем, при этом приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Освещенной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек, для того, чтобы у них родилось немало здоровых детей.

В Вербное воскресенье был еще обычай стегать вербными ветками скотину, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Верили, что это добавит скоту здоровья и обережет от нечистой силы. Вербу давали съесть скоту перед первым выгоном на поле и веточки освещенной вербы клали в сараи и хлева.

Еще было поверие, что верба обладает целебной силой и люди брали с освещенных веток вербы по девять шишечек и съедали их. Считая, что это обережет их от лихорадки. А во время грозы брали освещенную вербу стоящую рядом с иконой и ставили на подоконник, так верили, что это спасет от попадания в дом молнии.

Праздник «Входа Господень в Иерусалим» используется церковью для того, чтобы еще раз напомнить верующим о спасителе человечества, о его «великой миссии», еще раз убедить христиан о божественности Христа.

Глава 3. Примерное планирование маршрутного листа внеурочной деятельности по православным праздникам.

Великий православный праздник – Пасха.

    Что такое Пасха?

    Посещение театра или выставочного центра

    Праздник в классе «С великой Пасхой»

    Пасхальный перезвон на Светлой седмице

Беседа

Экскурсия

Творческая мастерская (изготовление поделки, игры, конкурсы)

Посещение церкви (колокольни)

2 класс

Рождество Христово

    Когда наступает праздник Рождества? А что такое Рождество?

    Изготовление поделок

    Рождественские игры

Беседа

Творческая мастерская

Спортивные игры на стадионе

3 класс

Масленица

    Масленица – Православный праздник?

    Посещение библиотеки (школьной или детской)

    Подготовка и проведение веселого гуляния «Гори, гори ясно!»

    Конкурс рисунков «А вот и Масленица»

Беседа

Тематическое занятие

Театрализованная программа (игры, конкурсы, чаепитие с блинами)

Творческая мастерская

4 класс

Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим

    Великий пост и Вербное воскресенье – есть связь?

    Посещение церкви на Великий праздник.

    Что нового я узнал (услышал, увидел)?

Подготовка презентации

Мини-конференция

Заключение

Главной нашей целью является формирование целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции, воспитание грамотного, творчески активного человека, ориентированного на духовное и нравственное развитие. На таких мероприятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее.

Я взяла эту тему «Православные праздники» с целью обобщения целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции. Для реализации этого проекта были взяты такие праздники как Рождество, Пасха, Масленица и Вербное воскресенье и расписаны на 4 года обучения. В нынешнем учебном году у меня 3 класс, и три мероприятия из этого списка совместно с родителями уже проведены. Я думаю, можно еще внести изменения, и они, скорее всего, будут. Работа в этом направлении обязательно продолжится.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / Министерство образования и науки. Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.-31с.

2. Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. М., 1962.

3. Белов А. Когда звонят колокола. М., 1977.

4. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высш. шк., 2006.- 368 с.

5. «Введение во храм слова». Книга для чтения с детьми в школе и дома. С.Ф.Иванова, Москва 2006г. И.: «Отчий дом».

6. «Великие православные праздники». Составитель: О.Глаголева. Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.

7. Гордиенко Н. Православные святые: кто они? Л., 1979.

8. Емелях Л. Происхождение христианских таинств. М., 1978.

9.«Закон Божий». Основы православной веры в изложении для детей. С.Куломзина, Москва.

10. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. - М.: Юридический институт МИИТа, 2006. - 252 с.

11. Исаева Е.Л. Православные праздники. - М.: РИПОЛ классик, 2008 - 64 с.

12. Косидовский 3. Библейские сказания. - М., 1968.

13. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 384 с.

14. Настольная книга православного человека. Советы священника/ Отец Вадим. - 2007. - 512с.: ил.

15. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2005.- 240 с.

16. Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. Часть 2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам. Духовные искания человечества в конце XIX – XX вв. Религия и мир. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

«Семейные праздники»

Урок №28 курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Учитель: , МОУ Лицей № 000

Цель: развить представления о ценности семейных праздников.

Задачи:

показать роль праздников в жизни семьи

познакомить с историей возникновения семейных праздников

научить правильно выбирать подарок

Ход урока

Дом – это основа истинной добродетели.

Если правильным ценностям не научат в семье,

то вероятно им не научат совсем.

Семейные праздники и традиции в семье

Каждый праздник должен иметь свое лицо, в семье должны быть праздники, и к ним нужно обязательно готовиться. Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.

Однажды, очень давно, я услышала интересное выражение: если у вас нет семейных традиций - у вас нет семьи. И это не елка на Новый Год, не кулич на Пасху – а свои собственные, неповторимые традиции. Например, на каждый Новый Год мы со старшей дочкой, а теперь и с младшей, рисуем новогодние открытки, которые вместе с прошлогодними прячем в ящик с елочными игрушками, а через год достаем и радуемся забытым картинкам, смемся неуклюжести рисунков. А еще туда же прячем и коллекцию статуэток снеговиков, а ежегодно пополняем ее и устраиваем домашнюю выставку.. А на каждый детский День Рожденья придумываю и пишу сценарий праздника с конкурсами и викторинами. Все это укрепляет семью, делает жизнь радостнее, веселее.


А еще… А еще делайте любимым приятные сюрпризы. Вкусный пирог, диск с красивой музыкой в машину, новое интересное блюдо, смешной брелок для ключей, семейная фотография в рамке на его рабочий стол в офисе – только вы можете знать, что сможет порадовать вашего суженного.

Если вам хочется разнообразить жизнь своих чад и сделать семейные будни более интересными, вы можете заниматься созданием собственных домашних традиций. Дети всех возрастов обожают делать веселые и радостные вещи с серьезными лицами, под чутким руководством взрослых. Подумайте, что каждый из членов вашей семьи умеет делать хорошо и попробуйте превратить это в приятный обычай.

Например, вы можете устраивать воскресный обед, который готовят абсолютно все. Каждому домочадцу доверяется приготовить какое-то блюдо, за которое он уверен, а мама или бабушка могут выступать, как бессменные консультанты. Даже трехлетний карапуз вполне способен испечь изумительный торт, если ему немного помочь советом.

Вы можете придумывать поводы для проведения своих, особенных праздников. Устройте, например, «цветную» вечеринку . «Золотую» - в честь начала осени, «голубую» – в честь зимы, и так далее. Смысл прост – хозяева и гости стараются одеться в один цвет, девочки делают специальный макияж, а дом украшается всевозможными аксессуарами - «в тон» (мишурой, серпантином, свечами, др.).

Ученик:

Мама, а как появилось слово «семья»?

Ведь раньше о нем не слыхала земля…

Ведущий:

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам».

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все также ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

Я… Я… - тихо молвила Ева.

Ученик:

Сказала она знаменитых семь «Я»

Символично, что Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи.
Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Интересно, что инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России - ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля .
В их жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.

Но семья - это еще и очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В Статье 38 Конституции РФ четко изложено, что:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую будут вручать 8 июля, и очень нежный символ - ромашка. Этому теплому празднику рады в любом доме, поэтому-то ему так легко шагается - выйдя из церковного календаря, он готов постучаться в каждую День памяти святых Петра и Февронии


Святые Петр и Феврония - покровители семьи и брака

«Героиня повести - дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках.

Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.

Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти».

Петр и Феврония - покровители семьи и брака. Их брак многие века является образцом христианского супружества.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.

Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестивая и добрая девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году. Ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Вот так на земле появилась семья.

Ученица:

В семейном кругу мы с вами растем.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты приходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Учитель:

У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом.

Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, и самые близкие тебе люди, родители: сестры, братья, дедушки и бабушки.

- Эту букву вы все хорошо знаете. В современном русском языке она называется «дэ», в старославянском - «добро».

А внешне она на что похожа? Правильно, на дом. Русские крестьяне так и называли эту букву – «дом».

Наш первый конкурс называется «Все дороги ведут к дому».

Задание №1.

Составить в единое целое разрезанные на две части пословицы.

Держись друга старого, а дома нового.

Своя хатка – (родная матка.)

В гостях хорошо, (а дома лучше.)

Двор, что город, (а дом, что терем.)

Приведи Бог и (собачке свою конуру.)

Твой дом – (твоя воля.)

Дома и (стены помогают.)

Мой дом – (моя крепость.)

- Буква «О» похожа на круг, хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся дружные, любящие друг друга люди. Это вы, ваши папы и мамы, сестры и братья, ваша семья.

Задание № 2 .

Назвать, что это за духи:

Домовой (покровитель дома и живущих в нем людей).

Дворовый (хозяин двора).

Банник (дух бани).

Чур (охраняет человека и все его добро от бед).

Бабай (злой ночной дух, капризных детей).

Барабашка (домашний дух - хулиган).

Воструха (предшественник домового, живет за печкой и бережет дом от воров).

Дрема (вечерний и ночной дух, приходит к детям, поправляет им одеяло, гладит по волосам).

Жировик (домашний дух, живущий в тепле; любит вертеться около хозяйки, готовящей пищу, а по ночам возится с намытой посудой и вылизывает ее).

- Теперь в слове «ДОМ» каждая буква на своем месте, также как и каждый член семьи.

Хочу, друзья, сейчас сказать о том,

И думаю, не разойдусь в оценке с вами,

Что сердце человека – это дом,

Дом со своими четырьмя углами.

В нем все углы освещены,

Огнем любви… Как он великолепен!

И первый угол – это свет жены,

Второй – детишек непослушный лепет.

А третий угол – близкие друзья,

Четвертый – гости … Всех сочту едва ли,

Эти слова хочу сказать вам я

О том, чтобы сердца не пустовали!

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!»

Загадки главные на свете. Готовы?

1. Лучшая из всех планет.

Без нее нам жизни нет.

Это вам не тра-ля-ля! –

А одна на всех … (Земля)

2. Какая страна вам, ребята, родней?

Я верю, сердца ваши отданы ей.

И знаю, кого ни спроси я –

Ответит мне гордо …(Россия)

3. Не выразить величия словами,

Бессильны здесь высокие слова!

Какой же город будет назван вами?

Конечно же, любимая … (Москва)

4. Излучает она свет,

От улыбки – ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная … (мамочка)

5. Угадайте, кто же это?

Пейджер, трубка, галстук, шляпа…

Жду, друзья, от вас ответа.

Молодцы! Конечно… (папа)

6. Всё хозяйство: лебеда,

Да хохлатка Рябушка.

Но яичницей всегда

Нас накормит … (бабушка)

7. Мочит в теплом молоке

Он кусочек хлебушка.

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый … (дедушка)

8. Надарили безделушек –

Семь матрешек и бобренка…

Но дороже всех игрушек

Для меня моя … (сестренка)

Праздник – это ….

Это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.

· Выражение признательности, благодарности

· Выражение любви или дружбы

· Выражение сочувствия

История подарка на Руси

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

На Руси у слова «подарок» был брат-близнец - «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл - бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних. На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

Праздник всегда д. б. веселым. Однако в веселье нужно соблюдать меру. Слишком шумное, агрессивное и оскорбительное поведение испортит любой праздник. Праздничное настроение – очень хрупкое. Праздники должны приносить людям только радость и оставлять приятные воспоминания.

Домашнее задание

· мини-сочинение «Традиции и праздники в моей семье»

Урок ОРКСЭ по теме: «Семейные праздники и традиции»

Цель: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников и традиций.

Задачи:

Предметные: формировать у учащихся знание смысла понятий «семья», «члены семьи», «семейные традиции», развивать логическое и творческое мышление обучающихся.

Метапредметные:

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её .

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т. д.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: слайдовая презентация, карточки-задания, викторина, игры-конкурсы, словарь С.И.Ожегова.

Ход занятия.

1.Организационный этап.

Собрались с вами мы, друзья - дети, гости, я.

С пользой время проведем, о близких речь мы поведем.

2.Введение в тему урока .

Слово учителя:

Попробуйте определить тему урока, выполнив несколько заданий.

а) Логические задачи.

1) В одной семье у двух сестер по одному брату у каждой. Сколько детей в семье? (3 детей)

2) Сын с отцом, да сын с отцом,
И дедушка с внуком.

Сколько их всего? (3)

б) Назови одним словом:

Отец, мать - …. (родители)

Сын, дочь - …. (дети)

Бабушка, дедушка, внучка, папа, мама, сын, дочь, тетя, дядя - …. (родственники, семья)

в) Отгадать загадки.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

3. Знакомство с новым материалом.

Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Какие ассоциации у вас возникают со словом семья?

А теперь давайте посмотрим, какое определение слову «семья» дано в толковом словаре С.И.Ожегова.

    Это группа живущих вместе близких родственников;

    Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Игра «Пословицы разбежались» Соберите их и объясните смысл.(Приложение 1)

Работа в группах .

На что и клад

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Как вы думаете, все ли семьи одинаковые?

Чем же одна семья отличается от другой?

Давайте познакомимся со стихотворением Агнии Барто «Воскресенье» и подумаем, о чем говорится в стихотворении.

Воскресенье

Воскресенье – вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Итак, печь в этой семье блины в воскресенье – это ….

Какова тема урока?

Сформулируйте цели урока.

На какие вопросы мы должны найти ответы, чтобы решить проблему урока?

На доске запись:

ЧТО … такое традиции?

КАК … появились?

ЗАЧЕМ … нужно соблюдать семейные традиции?

Что такое традиция?(Работа со словарём)

А какие традиции есть в ваших семьях? Попробуем ответить на проблемный вопрос урока: зачем семье нужны традиции и почему их нужно уважать?

1.Семейный альбом.

Как вы думаете, почему этот фотоальбом у меня в руках именно сегодня на уроке?

Кто хозяин этого альбома?(дети рассказывают о своей семейной традиции)

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

И летят за страницей страницы -

Наших дней верстовые столбы,

И в домашнем альбоме хранится

Фотокопия нашей судьбы.

С кем-то вдруг нас она разлучала,

С кем-то встречу дарила мельком.

Чтобы жизнь повторилась сначала,

Загляните в семейный альбом

Игра «Угадай кто на фото»

2.Генеалогическое древо.

Издавна в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается сейчас в семьи.

«Память, без нее человек не может жить.

Память есть у растений, камня, сохранившего

отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».

Если спросят сын и дочка: «Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придется жизнь родной нашей семьи.

И не мямлить, и не мяться, мол, не помню, хоть убей! Вот поэтому занялся родословною своей…

(Рассказы детей о своих родословных, рисунки генеалогических деревьев)

Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

3.Семейные династии.

Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. Всей семьей отмечали свой профессиональный праздник. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии(рассказы детей)

4.Семейные реликвии.

В каждой семье есть вещи, предметы, которые нам очень дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями и передаются из поколения в поколение.
- А какие семейные реликвии есть в вашей семье? (рассказы детей).

5. Забота о родителях.

Притча «Корзину-то возьми» (приложение 2)
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодиться, когда он захочет принести тебя сюда…
Анализ притчи
-О чем эта притча?
-О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
-О каком важном законе нравственности напоминает притча?
-В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
-Чему учит притча?

Игра.»Аплодисменты».

Встаньте, те:

Кто похож на маму?

Аплодисменты!

Кто похож на папу?

Аплодисменты!

Кто скучает по родителям, уезжая из дома?

Аплодисменты!

В чьей семье занимаются спортом?

Аплодисменты!

У кого нет секретов от родителей?

Аплодисменты!

К кому приходят друзья в гости?

Аплодисменты!

Кто помогает родителям по дому?

Аплодисменты!

Кто любит свою семью, дорожит ей!

Аплодисменты!

6.Проведение семейных праздников и торжеств.

Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

Для чего нужны «Семейные праздники»?:

Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

Поднимите руку, кто из вас любит праздники. Почему вы их любите? Какой праздник самый любимый для вас и вашей семьи?

В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие?

Международный день семей отмечается ежегодно начиная с . Провозглашён .

День семьи, любви и верности. С 8 июля 2008 года. (кратко рассказать об истории Петра и Февронии).

Что стало его символом? (ромашка)

На праздниках принято дарить подарки.

Игра « Подарки»

Учитель читает текст, а дети изображают все движения:

«У нас был семейный праздник. Маме гости подарили удобную мясорубку. Папе подарили инструменты, среди которых был молоток. Брату подарили лыжи, он теперь катается. Бабушке подарили сувенир, который улыбается и кивает головой в разные стороны, а мне подарили куклу, которая говорит «Всем привет!»

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (мнения детей). Докажите.

В нашем классе сложились свои традиции. Какие?

(показ презентации « Из жизни класса»)

Итог урока.

Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом, свои традиции.

Где бы мы ни были, мы всегда помним о том месте, которое нас притягивает своим теплом-это родительский дом.

Итак, для чего нужны семейные праздники?

Что такое традиция?

Итак, семейные традиции:не передаются по наследству; их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.

Давайте семейные традиции чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

Составление синквейна (работа в группах) (Приложение 3 )

1 гр. СЕМЬЯ 2 гр. ТРАДИЦИИ 3 гр. ПРАЗДНИКИ

Рефлексия.

Семейные традиции - это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони.

Перед вами яблоня- я предлагаю сорвать яблоко, которое соответствует вашему настроению.

В семейной жизни всем желаю счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!

Заключительная песня "Маленькая страна ".

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.

Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Припев:

Маленькая страна - это моя семья,

Там, где родился я и вырос,

Где любят все меня.

краткое содержание других презентаций

«Мой любимый праздник Новый год» - Дарим друг другу подарки. Ждёте ли вы Новый год. Какие подарки любите получать. Как обычно Вы отмечаете Новый год. Самый лучший Новый год. Старый Новый год. Делаем маскарадные костюмы. Новый год - любимый праздник. Новогодние традиции. Где обычно Вы отмечаете Новый год. Новый год на Руси. Почему ждете Новый год. Какой у Вас любимый праздник. Готовим праздничный стол. Новогодние традиции. Рекомендации по организации праздника.

«23 Февраля - праздничный день» - Сегодня - праздник всех отцов, всех сыновей. Само слово Армия произошло от латинского - "арма" - "оружие". В военно-морской флот входят соединения различных боевых кораблей. В военно-воздушные силы входят бомбардировочные истребительные. Артиллерия. 23 февраля. В ракетные войска входят части, вооруженные мощными ракетами. Танк. Войска противовоздушной обороны вооружены зенитными ракетами. Боевой корабль.

«Любимые семейные праздники» - Семейные праздники. Праздник «8 Марта». Праздники. Оборудование и наглядность. Семейные праздники. Виды деятельности. Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «Родина». Праздники – это историческая память человечества. Праздник. День знаний. Цель. Задачи урока.

«Календарь праздников» - Всемирный день поэзии 21 марта. Всемирный день здоровья 7 апреля. День матери 28 ноября. Поздравлять не забывайте с праздниками вы друзей. Дед Мороз и Снегурочка являются любимцами всех детишек. Международный женский день- 8 Марта. Международный день птиц 8 мая. День Защитника Отечества 23 февраля. День родного языка 21 февраля. Международный день анимации (мультфильмов) 28 октября. Пушкинский день России 6 июня.

«Новый год шагает по планете» - Оттепель. В Бельгии. 1 сентября. В Чехии и Словакии. Новый год шагает по планете. Во Франции. Петр I. Новогодние игрушки. Вьюга и пурга. Мороз силен. Лёд. Дед Мороз. В Древней Греции. Метелица. Святки. Счастье. В Средние века в Англии Новый год начинался с приходом весны. Стужа. На Руси. Новый год. Баббо Натале. В Японии. В Америке. Даже птице не летится. Пословица. Снег и сугроб. В Древнем Египте.

Курс ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры". Урок-проект является завершающим звеном проектной работы, где учащиеся через поиск информации, литературных произведений, произведений искусства знакомятся с историей и смыслом православных праздников, приобщаются к истории, культурному наследию нашей Родины. При содействии учителя детьми создаётся альбом "Наши православные праздники".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеалексеевская средняя общеобразовательная школа»

Курс ОРКСЭ

Урок-проект

Тема «Христианские праздники и традиции

Их празднования на Руси»

4 класс

Алабина Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Тема: «Христианские праздники и традиции их празднования на Руси» была выбрана с целью формирования целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции.

Современные дети не совсем верно представляют себе суть православных праздников: зная обрядовую сторону события, не осознают его «внутренний», духовно-нравственный смысл. К сожалению, дети с большей радостью отдают предпочтение праздникам «западным», теряя связь с русской культурой. Православные праздники же являются неотъемлемой частью многовековой культуры России.

Цели:

  • познакомить детей с историей и смыслом православных

праздников;

  • создать альбом «Наши православные праздники».

Задачи:

  • Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей Родины;
  • Способствовать формированию у ребенка понимания духовно-нравственных ценностей;
  • Развивать коммуникативные навыки учащихся.
  • Воспитывать уважительное отношение к культурным традициям страны;
  • Развивать чувства сопричастности с русской культурой.

Компетенции:

  • Коммуникативная
  • Информационная

(через поиск информации, иллюстративный материал,)

  • Самоорганизация (личностная)
  • Самообразование (интеллектуальная)

Образовательное учреждение

МБОУ «Большеалексеевская СОШ»

Учитель

Алабина Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов,

Курс ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Учебник

Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Кураев А.В. - М.: Просвещение, 2012.

Тема урока

Цель урока

Познакомить детей с историей и смыслом православных праздников

Создать альбом «Наши православные праздники»

Задачи урока

Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей Родины;

Способствовать формированию у ребенка понимания духовно-нравственных ценностей;

Развивать коммуникативные навыки учащихся.

Воспитывать уважительное отношение к культурным традициям страны;

Развивать чувства сопричастности с русской культурой.

Оборудование

  • Мультимедийное оборудование.
  • Оформление доски:

Выставка детских фотографий «Православные праздники в школе»,

Вернисаж детских рисунков «Традиции празднования православных праздников».

  • Презентация к уроку.
  • Для групповой работы:

Пазлы с символами праздников Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица.

(4 штуки), пословицы (6 штук).

Предварительная подготовка:

Учитель:

  • Сбор необходимого материала для презентации.
  • Разделение класса на группы.
  • Расстановка парт для групповой работы.
  • Оформление доски рисунками и фотографиями.
  • Подготовка пазлов с картинками христианских праздников.
  • Заготовка трафаретов пасхальных яиц, разноцветные ленточки, цветная бумага, ветка берёзы, шаблоны ели.

Ученики:

Выполняют творческие задания по группам: 1 группа – «Историки».

Задание: найти материал по истории возникновения православных праздников Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица и оформить работу на листах форматом А4.

2 группа – «Художники-иллюстраторы».

Задание: выполнить рисунки, отразив традиции православных праздников: Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, оформить работы на листах форматом А4.

3 группа – «Литераторы».

Задание: найти и выучить стихотворения о Пасхе, Рождестве Христово, Троице, Крещении, записать и красочно оформить их на листах форматом А4.

План урока:

  1. Организационный момент.

Результаты интервью в семье «Какой день может быть праздничным в вашей семье?».

Чтение отрывков из романа И. Шмелева «Лето Господне»)

  1. Раскрытие темы.
  1. Изучение нового.

Знакомство с православным календарём.

Составление кластера «Православные праздники».

  1. Постановка учебной задачи (проблемы)
  2. Решение учебной задачи.

Сборка пазлов (работа в группах).

Защита проектов (по группам «Историки», «Художники-иллюстраторы», «Литераторы»).

3.4.Работа с пословицами. (Работа в группах)

  1. Итоги занятия.

Духовно-нравственный смысл православных праздников и их связь с историей и культурой России.

Создание альбома «Наши православные праздники».

  1. Рефлексия. « Мой подарок другу»
  2. Домашнее задание.

Найти информацию об истории престольного праздника нашего села «Успение Пресвятой Богородицы», подготовить страницыальбома «Наши православные праздники».

Ход урока .

  1. Организационный момент.

Приветствие. Организационное слово учителя.

  1. Беседа по актуализации знаний. Подведение к теме урока.
  • А сейчас послушайте отрывок из романа И.Шмелева «Лето Господне» (ощущение праздника Масленицы, Рождества, Пасхи мальчиком Ванечкой);

Масленица…Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники…"

Презентация - Слайд 9. (Показывает учитель)

И в доме – Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят, а все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет елка, еще пустая, – другая, чем на рынке. За ней чуть брезжит алый огонек лампадки, – звездочки, в лесу как будто… А завтра!..

Ребята, о чём говорится в этих отрывках ? (Автор передаёт нам, ощущения Вани перед праздниками, или что он чувствует в праздничный день.)

Похожи ли ваши семейные праздники, о которых вы рассказали, с теми, о которых поведал нам Ваня? (И похожи, и нет.)

Что вы чувствуете в праздничные дни?


Мы празднуем огромное количество праздников: личных, государственных, церковных. При этом мы выполняем определенные действия, например, идем на митинг или купаемся в проруби. А вот почему мы это делаем? Многие скажут, что так принято, так делают все. Но за каждым, даже общепринятым действием, стоит определенный смысл.

В нашу современную жизнь вошло много иноземных праздников: день святого Валентина, День города – за всем этим многообразием теряется исконно-русская культура, наши православные праздники и обычаи. А ведь с момента Крещения Руси, чтобы в нашей стране не случилось, вера всегда спасала русских людей. И так было потому, что наши предки чтили свои корни, знали православные праздники и соблюдали традиции.

3. Раскрытие темы.

3.1. Изучение нового.

Православные христианские праздники - это дни торжеств в честь и память событий, связанных с жизнью Иисуса Христа, его матери Девы Марии и особо почитаемых Церковью Святых.

С рождением Иисуса Христа два тысячелетия назад появилась христианская религия. От Рождества Христова ведется наше летосчисление (наша эра). В Древней Руси год по языческим обычаям начинался весной. С введением на Руси христианства Православная Церковь приняла юлианский календарь и начало года перенесла на 1 сентября.

Главным христианским праздником является Светлое Воскресение Христово, называемое Пасхою.

Затем следуют двенадцать великих, так называемых двунадесятых праздников. По времени празднования они делятся на неподвижные (не переходящие), которые отмечают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные (переходящие), приходящиеся на разные числа месяца в зависимости от времени празднования Пасхи - первое воскресенье после весеннего полнолуния, в период с 4 апреля по 8 мая.

Дата празднования Пасхи является основой для установления дат переходящих праздников, к которым относятся Вознесение Господне, День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Знакомство с православным календарем .

Давайте посмотрим на православный календарь . (Слайд 10)

Здесь, для православных христиан отмечены все праздники и дни великого поста, дни поминовения усопших, их в народе называют родительскими.

Итак, подведём итог (составление кластера. Слайд 11 )

Какой праздник у христиан самый главный?

О каких праздниках вы ещё узнали?

  1. . Постановка учебной задачи (проблемы )

Учитель: Много славных, добрых праздников

Нам осталось от старины

По традиции наших прадедов

Помнить мы о них должны

Ребята, а почему мы должны о них помнить?

А может ли русский народ в современном мире обойтись без православных праздников?

(Нет, т.к. это история и традиции нашего народа.)

Итак, ребята, цель нашего исследования: узнать как можно больше о традициях и обычаях православных праздников, создать альбом «Наши православные праздники»

  1. Решение учебной задачи.

Как мы уже узнали, по объекту прославления православные праздники делятся на господни, Богородичные и в честь святых. По торжественности - на великие, средние и малые. По времени проведения,- на неподвижные и подвижные.

Остановимся на четырёх значимых праздниках, а каких, вы узнаете, когда соберёте пазлы с картинками-атрибутами этих праздников. Работать будете в группах.

Работа в группах (сборка пазлов)

(4 картинки: рождественская ёлка, свечи; кулич, пасхальные яйца, освещение воды, крещенское купание; украшенная ветка берёзы).

Кто, догадался, что это за праздники?

На доске открываются слова:Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица.

Объедините картинку с названием праздника. (Представитель группы выходит к доске и выполняет задание). Прочитайте.

Итак, самый главный праздник у православных христиан – это пасха.

«Историки» собирали информацию об истории возникновения этого праздника и сейчас расскажут нам о нём.

Защита проекта.

(Ребята рассказывают историю возникновения праздника - выступление сжатое. Работа оформлена уч-ся на листе форматом А4. После выступления лист вывешивается на доску под словом Пасха).

ПАСХА

Праздник Воскресения Христова - Святая Пасха - главный христианский праздник, «праздников Праздник и Торжество из торжеств».

Тропарь праздника гласит: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и дав жизнь находящимся в гробах, т. е. мертвым». И православные воспевают победу Иисуса Христа над смертью и адом и дарование вечной жизни и блаженства.

Учитель показывает презентацию. Слайд 12.

Свою работу представят нам «Художники-иллюстраторы».

(Ребята показывают рисунки или коллажи. Формат тот же. По рисункам уч-ся ведут рассказ про традиции праздника).

Обязательными ритуальными блюдами на пасхальном столе всегда были и остаются пасха, кулич и крашеные яйца. Куличи и яйца ели всю пасхальную неделю до Радуницы.

Освящены куличи, пасхи, крашеные яйца, и начинаются пышные праздничные трапезы. Пасхальный стол всегда отличался праздничным великолепием, был вкусным, обильным и красивым. Чего только не было на нем!

Учитель показывает слайд 13.
- А теперь мы приглашаем
литераторов.

Уч-ся читают наизусть 2-3 стихотворения о Пасхе. Стихотворения также оформляются на листе А4. (тихо звучит колокольный звон). Слайд 14.

(Все работы вывешиваются на доску под словом Пасха. Так постепенно собираются готовые страницы альбома «Наши православные праздники»).

Что же чувствуем мы в этот светлый праздник? (Душевную радость, любовь)

Следующий двунадесятый (не переходящий) праздник Рождество Христово –
7 января.
И о нём нам расскажут «Историки». (Работа проводится аналогично)

Рождество Христово - величайший после Пасхи православный праздник. Это праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Младенец родился в полутемном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифолеемская звезда, за светом которой следовали три восточных царя (их называют волхвами) Валтасар, Гаспар и Мельхиор. Они принесли в дар Божественному Младенцу золото, ладан и смирну.

Слайд15.

«Художники – иллюстраторы»

После вечернего богослужения в церкви все члены семьи собирались за столом, празднично украшенным веточками ели, свечами («звезды»), лентами. Под скатертью стол устилали сеном.

Обязательными блюдами на Рождественский сочельник были сочиво (кутья), т. е. вареная крупа с медом, и взвары из сушеных плодов и ягод. Остальные постные блюда (как правило, двенадцать) раньше принято было подавать в холодном виде.

Рождество - самый красочный, яркий, веселый праздник. Улицы и площади к Рождеству всегда были в праздничном убранстве, повсюду устраивались фейерверки, звонили колокола. Непременный атрибут праздника - рождественские елки, украшенные звездами, огоньками, шарами. Слайд 16.

«Литераторы» читают наизусть 2 стихотворения про Рождествои свои оформленные страницы располагают на доске под словом «Рождество».

Учитель показывает слайд 17.

Ещё очень важный праздник, славящий Иисуса Христа (Господний праздник) – Крещение Господне. Его ещё называют Богоявление. Празднуется всегда
19 января.

«Историки» представляют свой проект.

Праздник установлен в память крещения тридцатилетнего Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.

Крещение Иоанново означало: как тело омывается и очищается водами Иордана, так и душа человека очищается от грехов.

Своим крещением Иисус Христос положил начало церковному таинству крещения, являющемуся обязательным условием принадлежности верующих к Церкви Божией, т. е. только принявший крещение человек может быть членом Церкви. Крещение называют «духовным рождением», объясняя это тем, что только с момента крещения начинается подлинная духовная жизнь человека.

День совершения таинства крещения отмечают домашним праздником - крестинами.

(Учитель показывает слайд 18 )

«Художники-иллюстраторы»

Накануне, 18 января, в храмах устраивают церемонию освящения воды, а 19 января совершают древний обряд, так называемый «крестный ход на Иордан» к близлежащим рекам, озерам, прудам, колодцам и другим водоемам.

С Крещенским сочельником связано много народных обычаев и традиций. Считалось, что совершение обрядов поможет сохранить здоровье (собирали крещенский снег для умывания), уберечь скот, получить богатый урожай. Ну и, конечно, это время гадания.В сам праздник Крещения после крестного хода начинается домашнее праздничное застолье. На улице в эти дни обычно стоят крепкие «крещенские» морозы, а на столе - настоечки да медовуха, горячие, прямо из печи, мясные щи, разнообразные мясные и рыбные блюда, пироги, блины, сбитень и чай в самоваре...

Слайд 19.

«Литераторы» защищают свои работы аналогично. Слайд 20.

Все зимние морозы
Крепчают в январе.
Какие тут прогнозы -
Крещенье на дворе!
И весело и сладко
Водою окатиться,
Какая тут загадка!..
Пришла пора креститься,
Пришла пора поверить,
Поверить в чудеса,
И на себе проверить,
Что с нами небеса.
Никто не захворает,
Хотя мороз и жжет -
Крещенье наступает,
Крещение идет!

А сейчас, ребята, мы поговорим о переходящем празднике, который празднуется православной церковью в седьмое воскресенье после Пасхи.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - седьмое воскресенье после Пасхи

- Просим представить свою исследовательскую работу «Историков».

Троица - один из величайших православных праздников, прославляющий триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Отмечают его в седьмое воскресенье после Пасхи.


Слайд 21.

«Художники-иллюстраторы»

На Троицу принято было украшать храмы и дома зелеными ветками, цветами и травами. Полы устилали чабрецом, аиром и другими травами, в кувшинах и вазах ставили цветы, у иконостасов - березовые ветки. Береза считалась Божиим деревом. Девушки украшали ее лентами и цветами, водили вокруг нее хороводы (цветы и зелень - знак жизни).

Обязательными блюдами на праздничном столе были троицкие караваи, блины, лапшевники, пшенники, яичницы, драчены, творожники, различные пироги со свежей зеленью и ягодами, холодные супы - окрошки, холодники, домашние пиво, мед и квас. Подавали также и яйца, которые на Троицу красили в зеленый цвет.

Слайд 22.

«Литераторы» читают стихотворения «Троицыно утро, утренний канон..."

Сергей Есенина, «Троица» Бунина Ивана. Оформленные поэтические страницы вывешиваются на доску.

Слайд 23.

"Троицыно утро, утренний канон..." Сергей Есенин

Троицыно утро, утренний канон,

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою.

Троицыно утро, утренний канон.

В роще по берёзкам белый перезвон.

Ребята, о праздниках сложены не только стихи и песни, но и много разных пословиц, поговорок, народных примет.

Предлагаю поработать вам с пословицами.

Работа с пословицами. (Работа в группах). Слайд 24.

Вставь пропущенное слово в пословицу о православном празднике.

Пословицы для первой команды.

1. «В прощеный день, как на ….. все целуются» (на Пасху).

2. «В день ……… Христова хозяину не годится со двора идти: овцы заблудятся» (Рождества).

Пословицы для второй команды.

1. «Без ……… дом не строится» (Троицы).

2. «Бог любит……..» (Троицу).

Пословицы для третьей команды.

1. «Под ……… и под Крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались» (Рождество)

2. «После масленицы великий пост, а за страстною ….» (Пасха).

Молодцы, ребята.

На праздники было принято одаривать друг друга подарками, творить добрые дела. Давайте сделаем и мы подарки своими руками.

5. Рефлексия. Слайд 25.

Мой подарок другу (дети расписывают пасхальные яйца, украшают берёзовые ветки разноцветными ленточками, рождественскую ель игрушками).

6. Итоги занятия.

А теперь, ребята, давайте подведём итоги.

Историю и традиции каких праздников мы с вами узнали?

Какую роль играют в жизни русского народа православные праздники?

С древних времен, на Руси, существовало множество разнообразных праздников, и у каждого были свои обычаи, традиции проведения, кушанья.

Праздники играют в жизни человека важную роль.Но православные праздники - не обычные. Это дни, в которые радуются о Господе Христе, Его Пресвятой Матери Богородице, добрых святых. Люди стремятся быть лучше, так как это время добрых дел. Православные праздники отражают культуру и национальный характер общества. Слайд 26.

В результате нашей совместной проектной деятельности мы узнали, что православие никогда не покидало души людей. И даже, когда был закрыт храм в нашем селе и реконструирован в Дом Культуры, сельчане продолжали праздновать Масленицу, Пасху, Троицу (заменяя другим названием «Праздник русской берёзки»). Значит, в душах людей всегда будут жить любовь и доброта, которые подарил нам Господь. Мы создали альбом «Наши православные праздники», который знакомит с историей возникновения христианских праздников, традициями их празднования, кушаньями. Этот альбом мы будем пополнять, т.к. праздников очень много, о которых нам хотелось бы узнать.

(все страницы, подготовленные уч-ся скрепляются и вкладываются в заранее оформленную учителем обложку «Наши православные праздники»)

7. Домашнее задание. Слайд 27.

Найти информацию об истории престольного праздника нашего села «Успение Пресвятой Богородицы», подготовить страницы альбома «Наши православные праздники».

Заключение

В наше время многие из нас даже не задумываются о значении присутствия в своей жизни праздников, поэтому необходимо было исследовать, каково значение православных праздников в судьбах как народа в целом, так и для отдельного человека в прошлом и настоящем времени.

Многие русские праздники оказались не востребованы народом, их вытеснили новые иностранные торжества. Церковные праздники, с их пышностью, яркостью, торжественностью богослужения укрепляют веру людей в Бога и память о святых угодниках.

Изучение традиций Православных праздников позволяет здоровых детей научить внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психо-физического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.

Список литературы

  1. Русские народные обычаи и традиции. Энциклопедия в III томах. М. Вече, 2006 г. В. Андреев.

2. Журнал «Православные традиции» №4 2011 г. ООО ИД «Город Медиа».

3. Семенова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. СПб, 1999.

4. Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

5. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2011.


Вверх