Презентация на тему: Один день из жизни группы: организация повседневной работы детей по развитию речи. Подготовила: воспитатель подготовительной группы. Как развивать речь ребёнка. Советы для родителей Упражнение “Проговори скороговорку”


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им”

Г. Гегель

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходится все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает осваивать и понимать родной язык. К году – первые слова, к двум – фразы, а в три года малыш использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством общения.

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и впервые годы жизни исключительно на родном языке.

Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человека.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начать обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем.

Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми, а потому включения ребенка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка.

Совокупность развитых у детей речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему принимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточного высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Основные задачи речевого развития:

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Словарная работа.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи: диалогической и монологической.
  • Подготовка к обучению грамоте.
  • Воспитание интереса и любви к художественному слову.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи меняются методы средства обучения. Удельные вес той или иной задачи тоже меняется при переходе от группы к группе. Нужно представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и в последующей возрастной группе, и комплексный характер каждой задачи.

Овладение родным языком – стержень формирования личности дошкольника. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи: речи содержательной, логической, последовательной и организованной.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связанное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отображает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития ребенка. Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных, литературных произведений, творческое рассказывание очень важно при выборе языковых изобразительно-выразительных средств, для воплощения художественного образа, задуманного ребенком.

Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможность для нравственного воспитания – прежде всего, для воспитания любви, интереса к родному языку, его богатству, красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, а также содержание картин, народных игрушек. Ознакомление детей с литературой, пересказ, составление рассказов способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения.

Совместная целенаправленная работа, осуществляемая на занятиях, в повседневной жизни, помогает подвести ребят к осознанию самоценности всего окружающего, умению общаться с взрослыми и сверстниками, расширить словарный запас, звуковую сторону языка.

Звуки речи, отдельные элементы интонации, сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр – сами по себе нечего не обозначают, но без них не может существовать речь. Ребенок учится говорить, и для этого он должен предварительно научиться: артикулировать все характерные для данного языка фонемы, произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях, в соответствии с традицией, создавать интонацию.

От звукового оформления речи мо многом зависит сила воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи. Русский язык обладает сложной звуковой системой, что самым трудным для ребенка бывает усвоение артикуляции отдельных звуков. Но именно на основе анализа звукового строя языка создаётся база для осмысления процессов, происходящих в языке.

Работа над звуковой культурой речи с детьми дошкольного возраста включаю упражнения, проводимые со всеми элементами фонетики: развитие восприятия речи, формирование речевого аппарата, речевого слуха, интонация, темп речи.

Основной задачей работы детей с детьми шестого года жизни по усвоению фонетической стороны речи и правильному произношению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков правильной выразительной речи.

В специальных упражнениях детям предлагаю дифференциацию пар звуков, провожу различение свистящих, шипящих и сонорных, мягких и твердых звуков – изолированных, в словах и фразовой речи. Сначала детей учу вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем им предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками.

Для обработки дикции, силы голоса, темпа речи, использую скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически, интонационно продолжающее это предложение.

Детей приучаю менять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Специальные задания побуждают детей использоваться вопросительные, восклицательной, повествовательной интонацией, а это умение необходимо им для построения связного высказывания.

В процессе развития речи ребенок овладевает грамматическим строем языка, то есть правилами и нормами, по которым данный язык живет.

В сознательном усвоении ребенком грамматического строя речи заложены предпосылки для развития связной монологической речи, осознания его особенностей, формирования обобщений явлений языка и речи.

Словообразование и словотворчество в дошкольном возрасте рассматривается как развивающее, обеспечивающее формирование собственно языковых лексико-грамматических обобщений. К.И. Чуковский показал, что словотворчество является закономерным этапом в усвоении норм и правил словообразования. По его мнению, ребенок путем аналогий усваивает словарный состав и грамматический строй родного языка.

В процессе формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста, закладываются умения оперировать синтаксическими единицами, обеспечивать сознательный выбор языковых средств, в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Необходимо научить ребенка сознательно пользоваться грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и в построении любого типа высказывания, а также понимать уместность употребления разных типов предложений в разных контекстах.

При формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста их необходимо обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает трудности. При этом даю детям ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитываю языковое чутью, внимательное отношение к языку, критическое отношение к своей и чужой речи, желание правильно говорить. Детей обучаю выбирать из ряда слов словообразовательную пару. Они учатся находить однокоренные слова, разбросанные в тексте, и наоборот – образовывать однокоренные слова, исходя из смысла текста.

Развитие речи включает не только расширения общего объёма слов, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, к его значению. Каждое слово именует определенное представление, образ и понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающем в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. Чтобы осознать смысловую сторону слова, ребенок проходит длинный путь на протяжении всего дошкольного детства и на каждом возрастном этапе по-разному понимает значения слов. Понимание речевого сообщения окружающих обусловлено, с одной стороны, практическим опытом ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром, с другой стороны, – его собственным опытом языкового общения.

Одним из важных принципов словарной работы с дошкольниками – это принцип работы со значением слова. Прежде всего, связан с объединением слов в тематические группы и расширением ассоциативных связей между словами. То есть слово усваивается ребенком быстрее, если обучение его употреблению связано со смыслом.

Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов. Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания, те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

Словесные обозначения предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей действительности. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и качественном совершенствовании (уточнении значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Все виды лексической работы проводятся в виде словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника и представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

В формировании связной речи – т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной – особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связи.

В старшем дошкольном возрасте развитию связной речи придаётся особая роль. При пересказе художественных произведений учу детей связно, последовательно и выразительно выстраивать текст, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

При составлении рассказа по картине формирую умение самостоятельно составлять описание или повествование, указывая место и время действия, придумывая события предшествующие и изображенным и последующим за ним. В рассказывании по серии картинок формирую умение развивать сюжетную линию.

Особую роль отвожу развитию интонационной стороны речи, таким её элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи и правильности использования в зависимости от ситуации.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети научатся замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять чуткость, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.

Одна из задач ознакомления с художественной литературой, научить детей слушать. Только научившись слушать чужую речь, они получат возможность запоминать её содержание и форму, усваивать норму литературной речи.

В старшей группе предусматривается чтение авторских произведений большого размера, чтобы помочь запомнить сюжет произведения, лучше усвоить текст использую следующие приемы: игровые действия детей, предметная наглядность, объяснение непонятных слов еще до чтения произведения, ведение слов – этических оценок поступков героев, привлечение внимания к грамматическим конструкциям текста, замене их синонимичными конструкциями, сравнение двух произведений сходных по теме или противопоставляет поведении двух героев, постановка поисковых вопросов.

Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.

“Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьют духовную силу и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить не один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог познакомить не один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которые не мог бы дать ни один философ”.

В этих словах великого педагога К.Д. Ушинского указан не только, ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к языку – учителю, который не только учит многому, но и учит удивительно легко.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности (лепка) подготовительная группа

“Животный мир жарких стран”

Программное содержание:

  • формировать умение составлять описательный рассказ о животных, отвечать на вопросы, отгадывать загадки;
  • научить лепить животных Африки (слона, жирафа, львицу, зебру, крокодила) из пластилина, подбирать соответствующий цвет;
  • знакомить с особенностями строения животных жарких стран;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение к животным.

Оборудование: иллюстрации животных жарких стран, Айболит, заготовка фона Африки, пластилин, дощечки, стеки, салфетки, музыкальные композиции, технические средства: проектор, ноутбук, магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент. Слайд 1. Приветствие “Здравствуйте”

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок! Здравствуйте, гости дорогие. Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота, Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор … Айболит. Слайд 2

2. Беседа по сказке К. Чуковского “Доктор Айболит” Слайд 3

Расскажите дети, кто написал сказку о докторе?

Кого лечит доктор Айболит?

Кто однажды к нему прискакал?

Что сообщалось в телеграмме?

Ребята помогите доктору Айболиту, отправимся с ним в Африку.

– Какие еще материки вы знаете?

– Ребята, кто помогал доктору Айболиту добираться до Африки? (Волки, кит, орлы).

А сегодня я предлагаю поехать на поезде.

Динамическая пауза “Мы едем, едем, едем в далекие края” Слайд 4

Слайд 5. Вот у нас какая Африка! Только что-то она какая-то пустынная.

– Кого здесь не хватает?

3. Игровое упражнение: Отгадай, кто это?

Ребята, а хотите, узнать какие животные живут в Африке? Но для этого нужно отгадать загадки.

  • Лошадь как лошадь,
    Но только в полоску,
    Видел когда-нибудь
    Лошадь – матроску?
    Зебра слайд 6
  • Нам с поляны шлет поклон
    Толстый, добрый, умный
    Слон слайд 9
  • Вот так ноги! Вот так шея!
    Не видали вы длиннее!
    Словно вышка между трав
    Возвышается …
    Жираф слайд 7
  • Толстокожий, толстогубый,
    А во рту четыре зуба
    Если он раскроет рот,
    Булки просит …
    Бегемот слайд 10
    По реке плывет бревно-
    Ох, и злющее оно!
    Тем, кто в речку угодил,
    Нос откусит …
    Крокодил слайд 8
  • Уж очень вид у них чудной:
    У папы локоны волной,
    А мама ходит стриженной.
    За что она обижена
    недаром часто злится
    На всех мамаша …
    Львица слайд 11

Вот как много животных вы знаете.

4. Составление описательных рассказов по предложенному плану. Слайд 12

Давайте посмотрим их на иллюстрации, сможем ли узнать их.

– Что характерно для жирафа? Расскажите о нем, опишите его цвет, особенности строения, способа передвижения, питания. Дети описывают жирафа.

– Что мы знаем о слоне, крокодиле, льве?

Опиваются все животные.

5. Упражнение “Проговори скороговорку”

Какое животное начинается на звук “с” (слон) Слайд 13

Научимся говорить скороговорку о слоне в разном темпе:

Слоненок удивил ребят,
Слоненок стал на самокат,
Немножко покатался –
И самокат сломался.

Динамическая пауза. “Звериная зарядка” Слайд 14

Слайд 15. Ребята, животные не появились.

6. Практическая работа.

Давайте сделаем этих животных и поместим в Африку. Сначала каждый решит, какое животное он будет выполнять, подберем нужный пластилин.

Из каких частей состоит животное? (туловище, голова, конечности, хвост) Слайд 16

Изготовление основных деталей, способом скатывания.

Затем отделка его дополнительными деталями: сделаем длинную шею жирафу и пятнышки, крокодилу пасть, зебре полоски, слону большие уши, хобот.

Готовое животное поместим в Африку.

Итог занятия Слайд 17

Рассматривается композиция. О каких животных мы сегодня говорили и поместили в Африку? (Дети перечисляют) Вот так Африка! Ну и Африка.

Ребята, наше путешествие окончено. Доктор Айболит на прощание советует вам, чаще мыть руки, делать зарядку и тогда вы не будете болеть. Закройте глазки и мы переносимся как по волшебству в детский сад. Слайд 18

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Разговорная речь наиболее простая форма устной речи . Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

В психологии раскрывается разница между обычным (неподготовленным) диалогом и беседой.

Беседа — своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы — обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых сообщений.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых.

Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора.

На четвертом и пятом году он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым, начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? зачем? и др. Дети пяти лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д.

В «Программе воспитания в детском саду» для средней группы поставлена специальная задача: учить детей участвовать в беседе

Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни . Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях .

В младших группах речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном и в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей . Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду.

Воспитатели младших групп должны знать приемы, которые помогут в решении стоящих перед ними задач. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? И т. д.). Это могут быть привлекательные игрушки (звучащая, движущаяся, би-ба-бо), яркие картинки, животные в уголке природы и т. д.

Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок этого возраста может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя есть игрушки? И др.).

В более старшем возрасте можно предложить вспомнить свою елку, игры дома, на улице, любимые книжки и т. д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.

Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей). Если в первые дни пребывания в детском саду ребенок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с малышом, играть с ним, называть свои действия. В организации разговоров принимает участие и няня. Она побуждает детей обращенные к ней просьбы выражать словами, фразами.

В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком , используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям: вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т. д. Он приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеркивает, что никогда не говорят с пищей во рту.

Кроме таких кратких разговоров , вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием .

Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными . Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним (И Коля ходил?), подсказывающим вопросом, поощрением.

Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений . При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг . Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Очень эффективный прием объединение детей разных возрастов , организация посещения другой группы . Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд . Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяются те же приемы , но усложняются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.

Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.




Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.


Основными направлениями, через которые реализуется образовательная область «Коммуникация» являются: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.


Развитие речи детей Чтение книг, общение с детьми (вопрос-ответ) Стихи и сказки, театр Подвижные, сюжетно - ролевые, дидактические игры Пальчиковая и дыхательная гимнастика Чистоговорки, речевые игры Малоподвижные игры (н-п игры), рассматривание картин и предметов Игры на мелкую моторику рук








Индивидуальная работа Воспитание произносительных навыков 6 - развитие фонематического восприятия, - развитие мимической мускулатуры, - развитие мелкой моторики рук, - развитие артикуляционного аппарата, - отработка опорных звуков, Формирование словаря: -слова, обозначающие предметы, - слова, обозначающие качества и свойства предметов, - слова, обозначающие различные действия. Формирование грамматических умений и навыков: - связь слов в предложении (управление и согласование, - предложные конструкции и др.










Монологи, разговоры, Каждый раз, как в первый раз. "Мир - театр, мы в нем - актеры"; Вечно сцена манит нас. Театрализированная деятельность
Солнце скрылось за домами, Покидаем детский сад. Я рассказываю маме Про себя и про ребят. Как мы хором песни пели, Как играли в чехарду. Что мы пили, Что мы ели, Что читали в детсаду. Я рассказываю честно И подробно обо всём. Знаю, маме интересно Знать, о том Как мы живём. Уход детей домой

Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для непланируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищам о событиях дома, рассказы ребенка, вернувшегося в сад после болезни, и др.). Воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать словия, побуждающие детей рассказывать.Рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли. Нужно периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины, так как рассматривание их активизирует разговорную речь и желание рассказывать. В подобных случаях рассказ ребенка бывает обращен к одному-двум слушателям, поэтому он проще для рассказчика, и к тому же легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Для развития связной речи можно использовать и другие случаи, когда от детей требуется более совершенный рассказ, обращенный к группе слушателей: некоторые ролевые игры (с рассказчиками), развлечения.Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика, например «Кино» (роль киномеханика-чтеца), «Телевизор», «Радио», «Проигрыватель» (роли дикторов), «Телефон» (собеседники), «Магнитофон», «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на Землю).Для успешного проведения этих игр надо заранее обогатить детей соответствующими знаниями; подготовить оборудование; поддержать их инициативу.Рассказывание имеет место и в играх «Детский сад», «Школа», «День рождения», а также в играх, отражающих увиденное в жизни. Воспитатель при этом должен следить, чтобы активные роли чаще поручались плохо рассказывающим детям. В зоне для самостоятельной художественно-речевой деятельности педагог располагает оборудование, предназначенное для свободного использования детьми.Умение рассказывать закрепляется в играх-драматизациях на литературные темы, при показе кукольного театра самими детьми. Рекомендуется широко использовать для настольного театра, а также для игр с песком обыкновенные игрушки, приучая детей разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей. Следует включать пересказы, творческие сочинения детей в программы утренников, концертов.Таким образом, обучение должно дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни. Знакомство с окружающей действительностью, содержательная жизнь в детском саду - вот снова для формирования такого сложного умения, как рассказывание. Нужно добиться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу, овладел этим умением в том доступном объеме, который намечен «Программой воспитания в детском саду».

Тема: «Методика работы с книгой в детском саду»

План 1. Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой2.Методика чтения произведений на занятиях3.Приемы формирования восприятия произведений4.Методика заучивания стихотворений5.Формы работы с книгой вне занятий6.Самостоятельная деятельность детейЛитература

    Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. – Гл. 5.

    Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5.

    Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. – 1081. - № 3.

    Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

    Венгер Л. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 2.

    Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 11.

    Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

    Ермак Н Т. Восприятие детьми художественной литературы // Вопросы психологии. – 1994. - № 3.

    Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1971.

    Леонтьева Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 4.

    Летова И. Воспитание интереса к книге // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3.

    Панкратова Л.Я. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – с. 510-516.

    Ушакова О.С. Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред Ф.А. Сохина. – М., 1984.

    Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.

Развитие речи у детей в семье - один из важных периодов, на которым родителям нужно постоянно следить. Это должно стать своего рода у мамы и отца, предметом их постоянного внимания и контроля.

Прежде всего, это проявляется в том, как развита речь у самих родителей. Они должны стать примером для ребёнка, демонстрируя грамотную и чистую речь, выдерживая нужную интонацию.

Ежедневно разговаривая с малышом в семье, нужно постепенно развивать его речь, рассказывать об окружающем мире и обсуждать его.

Речь у ребёнка развивается параллельно в двух направлениях: во-первых, осознание им речи окружающих его людей, а, во-вторых, формирование его собственной речи. При этом, первое направление в развитии всего опережает второе. И особенно чётко это заметно у детей после полутора лет, которым вполне по силам понимают почти всё, что им говорят окружающие люди, но сами разговаривают ещё очень плохо. Как правило, словарный запас у них не превышает сорока слов.

Мама и папа постоянно называют ребёнку предметы, которые он видит, и рассказывают о них. Также они управляют его действиями. Например, интересуясь, не хочет ли он в туалет, в том случае, если ребёнок не ходил на горшок уже достаточно долго. Или, к примеру, можно попросить малыша: "Отнеси полотенце маме" или позвать его: "Подойди ко мне". Поэтому отставания в развитии понимания речи у детей, как правило, нет.

Но, в развитии собственной речи у детей в семье может наблюдаться отставание. Для предупреждения этого нужно заинтересовать ребёнка в общении, чтобы у него у самого появилось желание общаться. Например, можно побуждать перечислять окружающие его предметы, например, игрушки или называть близких людей, которые его окружают (мама, папа, дед, баба, брат и т.д). И заниматься этим надо много. С начала второго года жизни надо с малышом тренировать произношение. Для этого надо помногу повторять даже самые простые слова для того, чтобы ребёнок их запомнил, усвоил и научился правильно произносить.

Часто задержка в развитии речи у ребёнка может проявляться таким образом, что он, вместо того, чтобы называть предметы или просить что-либо словами, показывает это мимикой или жестами. Как правило, родители и другие родственники его понимают и выполняют его просьбу, выраженную каким-нибудь звуком или жестом. Но делать этого не следует. Нужно объяснить малышу, что если он что-то хочет, то он должен сказать это словами, даже если понятно, что малыш требует: "Скажи, дай грушу"; или: "Не хочешь купаться, не надо выбираться из ванны. Просто скажи: я накупался".

Значительный прогресс в развитии речи ребёнка в семье происходит с того момента, когда малыш начинает легко повторять слова, которые он услышал. У большинства детей речь наиболее быстрыми темпами развивается в возрасте, примерно, двух лет, хотя этот период развития речи у детей может начаться гораздо раньше, после того, как закончился и пошёл второй.

Обычно к двум годам жизни словарный запас детей составляет, примерно, 300 слов, а применяют, примерно, 1200 слов и уже используют многие части речи. Все буквы малыш может выговаривать чисто, за исключением звука "р" и шипящих звуков. Малыш уже способен строить сложные фразы, но ещё не может сформулировать их грамматически верно. Также малыш использует восклицательную и вопросительную интонацию в предложениях.

Развитие речи у детей в семье зависит от его познания окружающего мира с вещами и предметами, которые он видит, с природными явлениями, свидетелем которых он является, с повседневной жизнью и поведением окружающих людей. Малыш уже запоминает и называет цвета, форму игрушек и других вещей, их величину.

Развитие речи способствует развитию интеллектуальной деятельности ребёнка, его понятия становятся обширнее, к примеру: "Пришла весна, сейчас тает снег и бегут ручьи". Он сам размышляет, делает свои выводы и заключения. По мере всё более совершенного формирования речи у малыша, её значимость для него возрастает. Он постоянно применяет рель в повседневной жизни, в своих играх, планирует, чем будет заниматься, а также может анализировать, что было и предполагать, что ещё произойдёт.

Кроме того, понимание речи также развивается. И сейчас ребёнок способен не только понять то, что говорят непосредственно ему. Ему вполне под силу понять то, о чём общаются между собой его родители и другие взрослые.

Вверх